А знали ли вы о том, что Кит Урбан (Keith Urban) умеет играть на гитаре? И играет он очень хорошо. Об этом часто забывают, потому что помимо его способности выдавать хит за хитом, Урбан больше известен как член жюри в шоу American Idol, как муж актрисы Николь Кидман (Nicole Kidman) и как обладатель роскошной шевелюры даже в возрасте 49 лет. Но мы же гитаристы, поэтому нас не волнует ничего, кроме фраз и нот! Давайте поговорим о секретах игры Кита и, возможно, позаимствуем что-то из них для себя.

Кит начал свою карьеру в барах Новой Зеландии и Австралии, играя самое настоящее гитарное кантри. В интервью он иногда говорит, что в 90-е годы пытался играть рок, но у него не получилось, потому что все, что он умеет, это так называемый «чикен пикинг» («chicken picking»). Пример 1 демонстрирует эту технику. Удерживайте медиатор указательным пальцем, а большим и средним пальцами ударяйте по струнам. Эта техника позволяет играть с ощущением стаккато благодаря быстрому глушению извлеченных нот.

стаккато на гитаре


Большинство гитаристов играют первым, вторым и третьим пальцами. Но Кит нередко подключает и четвертый. Например, играя фразы в пентатонике А минор (A-C-D-E-G) во второй позиции, он зажимает ноты на втором ладу третьей и четвертой струн первым пальцем, а четвертым — ноты на пятом ладу. Он даже делает бенды мизинцем — и это на струнах 0,011! Это не только дает дополнительные возможности, но и хорошо тренирует.

Бенды мизинцем на гитаре


Значительное влияние на стиль Кита оказал Марк Нопфлер (Mark Knopfler), известный своими хаммер-онами и пулл-оффами на высоких ладах. Кит развивает эту идею дальше. В Примере 3 первый палец зажимает ноты на 10 ладу, второй — на 12 ладу, а четвертый — на 14 и 15 ладах. Думаю, сейчас уже понятно, что Кит способен на гораздо большее, чем просто чикен пикинг.

Комбинация хаммеров и пулов


Но музыка кантри — это далеко не только соло-гитара. Успех Кита заключается в том, что ему удается писать интересные тексты и запоминающиеся мелодии, а для этого нужно уметь создавать также и интересные партии ритм-гитары. Часто он берет ноту на одной струне и проводит ее по всей композиции, играя мелодии на ее фоне. В Примере 4 играем на открытой четвертой струне в сочетании с нотами на третьей струне, что дает звучание миксолидийского лада.

Сочетание с открытыми струнами на гитаре


У многих гитаристов есть проблемы с фразировкой, но к Киту это не относится. Он не просто перемещается вверх-вниз по гамме, а придумывает мелодию и играет ее в разных октавах. Следите за четкостью звукоизвлечения. В первых двух тактах Примера 5 есть дабл-стопы. При смещении к нижним струнам сохранять дабл-стопы уже не имеет смысла, потому что нижние струны сами по себе дают довольно плотное звучание. Здесь лучше делать менее глубокие и более плавные бенды. Очень важно продумывать заранее то, как именно вы будете играть ту или иную мелодию. Профессионалы уровня Кита обычно размещают ноты там, где их легче всего извлекать и где можно вложить больше всего эмоций в игру.

Кантри табы и ноты с плавными бендами на гитаре


Возьмите акустическую гитару и разместите каподастр на пятом ладу. Это проверенный трюк, которым Кит пользуется очень часто. Играть на акустической гитаре с каподастром на высоких ладах может быть весьма интересно и необычно. Пример 6 написан в тональности D. Каподастр размещен на пятом ладу, поэтому играем, как в тональности G. Поставьте третий палец на третий лад второй струны (относительно каподастра) и не сдвигайте его. Вторым пальцем зажимайте тоники, а первым и четвертым — ноты мелодии.

Кантри на акустической гитаре с каподастром


Более филигранные гитарные партии Кит играет без медиатора (Пример 7). В этом случае можно легко получить более мягкое звучание, но следует все же быть осторожным. Играя бесконтрольно, вы быстро начнете слишком сильно ударять по струнам, что тоже не так хорошо.

Кантри на гитаре без медиатора


Кит нередко прибегает к хроматическим ходам. Многие считают, что хроматика означает игру нот на расстоянии в один лад друг от друга, но цепочку хроматических нот можно также играть, расположив первый палец на второй струне, а третий палец на третьей струне на три лада дальше и сдвигать эту позицию вверх и вниз. Пример 8 — это нисходящий пассаж, разрешающийся в арпеджио, которое обычно играют свип-пикингом, но Кит предпочел бы хаммер-он от открытой струны, а затем технику переката в духе банджо. Он же все-таки кантри-гитарист!

Кантри гитара ноты и табулатуры


Играя соло, вы можете также перемещаться от одной зоны на грифе в другую. В Примере 9 мы начинаем с удобной открытой позиции, которую Кит использует все время. Затем переходим к 12 ладу и начинаем нисходящий легатный пассаж на третьей струне — это еще один фирменный прием Кита. Подобные пулл-оффы позволяют значительно повысить скорость. Кита никак нельзя назвать традиционным шреддером. Чтобы частично разгрузить звукоизвлекающую руку, он находит пути, позволяющие передать часть работы левой руке.

Фразы для гитары в стиле кантри


А сейчас мы разберем еще один интересный пример, в котором важны не ноты. Конечная цель игры на гитаре — создание интересной музыки и чего-то нового и крутого, что не всегда можно записать на бумаге. Кит иногда берет ноту, уводит ее вверх по грифу, играет пару приглушенных нот и повторяет все то же самое на следующих струнах. Это напоминает вокальные линии Майкла Джексона (Michael Jackson), но в гитарной форме. Сделайте так, чтобы Пример 10 звучал как можно более естественно. Не думайте о том, где вы начнете, смещаясь вверх по струне. Но следите за тем, чтобы завершать фразу на хорошей, плотной роковой ноте. Напряжение оправдывает себя, только если оно разрешается.

Красивые фразы в стиле кантри

Сейчас-то мы знаем, кто скрывается за маской звездного статуса и джинсами за 500 долларов! Кит определенно заслужил все то, что он имеет, своим незаурядным музыкальным талантом.

Добавить комментарий