Сегодня многие гитаристы злоупотребляют луп-педалями для игры «соло». Они записывают аккордовую прогрессию, а потом играют мелодию на ее фоне. Это, конечно, не плохо, да и я сам отношу себя к поколению «луперов». Но если вы действительно хотите стать «человеком-оркестром», советую отказаться от луп-педали и попробовать научиться одновременно играть гармонию и мелодию. Сегодня я покажу вам, как можно делать аранжировки для соло на разный вкус.

Композиция “When the Saints Go Marching In”, которую я привожу в качестве примера, может показаться несколько странным выбором, но она дает много возможностей для демонстрации игры мелодии и базовой гармонии I-IV-V. Аранжировки могут быть как простыми, так и более сложными. Кроме того, если ей не побрезговали Луи Армстронг (Louis Armstrong), Элвис Пресли (Elvis Presley) и Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), то нам она подойдет совершенно точно.

Прежде чем приступить к аранжировкам, давайте разберемся с формой композиции. Пример 1 исполняется в тональности G с обычным бум-чик-ритмом в качестве фона.

Аранжировка с мелодией для гитары


Первый подход, Пример 2, это простое введение в игру соло, потому что здесь вы можете играть аккорды боем, одновременно исполняя мелодию. Для начала опустите шестую струну до ноты D, так как нам нужно переложить мелодию в тональность D мажор. Играя мелодию в первый раз, используем ноты на открытых струнах, отлично резонирующие с зажатыми нотами. На второй раз включаем натуральные флажолеты, что позволяет исполнять мелодию практически без аккомпанемента. Это дает очень воздушное и объемное звучание. Думаю, это понравится также и фанатам рок-гитары, ведь эту аранжировку я написал в стиле записи Нила Янга (Neil Young) “Home on the Range”.

Аранжировка с соло для электрогитары


Пример 3 больше напоминает то, что гитаристы считают аранжировкой соло. Это фингерстайл-гитара в тональности С мажор. Играем техникой Трэвис-пикинга. Для этого нужно играть басовые ноты на нижних струнах (обычно это тоника и квинта), одновременно исполняя мелодию на высоких струнах — в духе гитариста Мерле Трэвиса (Merle Travis). Мерле не изобрел эту технику, но популяризовал ее в конце 1940х гг. Если вам сложно играть так, потренируйте каждую партию (нижнюю и верхнюю) по отдельности.

Аранжировка для гитары трэвис-пикингом


Пример 4 значительно сложнее. Здесь уже прослеживается связь между этой композицией и традиционным джазом. Мы находимся в тональности А, и аккомпанемент играется восьмыми басовыми нотами. Обратите внимание на то, как басовая линия избегает тоники на сильной доле и включает хроматическое движение. Как и в предыдущем примере, отработайте басовую линию отдельно от мелодии.

Аранжировка в джазовом стиле

Надеюсь, вы извлекли для себя несколько полезных идей. Выберите композицию на свой вкус, выделите мелодию и гармонию и объедините их одним из предложенных методов. Удачи!

  1. Артур:

    Грамотно! Лаконично! Красиво!

  2. Федор:

    Играть мелодию на гитаре не так легко, как кажется на первый взгляд. Гитарные мелодии намного сложнее в техническом плане, нежели аккомпанемент аккордами.

Добавить комментарий