Гитаршкола — упражнения для гитары.

Начинающим гитаристам каподастры помогают тем, что заменяют аккорды баррэ. Кроме того, они делают возможным исполнение сложных аппликатур, которые невозможно сыграть в определенных тональностях. Также они позволяют создавать интересные гитарные аранжировки, повышая звучание гитары. Ну и конечно, каподастр нужен каждому, кто играет рок, фолк и кантри.

Многие известные гитаристы исполняют песни с каподастром. Этому есть много причин. Легенда джаза Тал Фарлоу (Tal Farlow) нередко ставил каподастр на первый лад, что помогало ему играть большие интервалы и сложные аккорды. Боб Дилан (Bob Dylan) также пользовался каподастром для написания интересных гитарных партий. Невозможно представить себе игру таких рок-хитов, как “Hotel California”, “Landslide” и “Here Comes the Sun” без каподастра, который определяет их «фирменное» звучание.

«Необычные» тональности с каподастром

Некоторые музыканты называют каподастр «обманщиком» и считают, что это прибор для тех, кто не умеет играть аккорды баррэ. Это глупый и ограниченный подход, потому что каподастр — это гораздо больше, чем просто подвижный порожек. Практически каждый использует в своей игре ноты на открытых струнах. С каподастром границы значительно расширяются!

Вне зависимости от вашего опыта, возможность повышать ноты на открытых струнах бесценна для тех, кто предпочитает аккорды с открытыми струнами и хотел бы играть их также и в более сложных для гитары тональностях, например, F, Gb или Eb. Даже если вы уверенно владеете аккордами баррэ, их звучание определенно отличается от открытых струн. Проверьте это сами, ниже представлены табы и ноты песен с каподастром.

Вот прогрессия в стиле фолк с аккордами с открытыми струнами (Пример 1). Расположив каподастр на первом ладу, мы можем играть в тональности G, но то, что мы слышим, звучит в тональности Ab. Обозначения аккордов, заключенные в скобки, указывают на их фактическое звучание, т.е. то, как вы назвали бы их, если бы объясняли прогрессию другим музыкантам.

каподастр на первом ладу


Если вы решите усложнить себе задачу и использовать вместо каподастра указательный палец, вы быстро убедитесь в том, что для начинающего гитариста это очень сложно, а для опытного просто непрактично. Мы не стали записывать аудио для Примера 2 — просто представьте себе Пример 1, но с грязноватыми нотами и ужасно звучащими переходами. Попробуйте!

Как играть без каподастра


Конечно, можно сыграть эту прогрессию со стандартными аккордами баррэ — для тех, чей технический уровень позволяет — но звучание будет кардинально отличаться (Пример 3).

Играть без каподастра с баррэ


Наверняка вы уже бежите в ближайший музыкальный магазин, ведь даже доставка на следующий день — это так долго!

Творческие решения при игре каподастром

Каподастр позволяет пользоваться преимуществами открытых струн в полной мере, а также играть аккорды и партии, исполнить которые без него в некоторых тональностях просто невозможно.

Вот, например, партия соло на фоне простой прогрессии в G минор (Пример 4). Каподастр расположен на третьем ладу, поэтому можно играть так, как будто бы это Е минор. Благодаря каподастру, в данном случае можно вставлять в партию разнообразнейшие флажолеты, фразы с нотами на открытых струнах и аккорды, которые в ином случае было бы невозможно даже и представить.

Партия соло с каподастром


Каподастр для повышения тона

Каподастр всегда меняет звучание гитары, потому что меняется длина струн. Так можно получать разные варианты тона. Вот, например, гитарная партия а ля Иэн Андерсон (Ian Anderson) из Jethro Tull (Пример 5).

Партия в стиле Иэн Андерсон


Каподастр на пятом ладу дает нам звучание, напоминающее укулеле, особенно если сконцентрироваться на высоких струнах (Пример 6).

Имитация укулеле при помощи каподастра


Не ограничивайтесь одной позицией

Каподастр — отличный союзник, если вы хотите играть в нескольких позициях. Вот пример с использованием современных аппликатур, выходящих за рамки одной позиции (Пример 7). Каподастр можно рассматривать как помощника в исполнении сложных аккордов, как способ несколько изменить тембр или просто использовать его при игре в сложной тональности — в любом случае стоит поместить его в карман гитарного кофра и время от времени экспериментировать с ним!

Использование каподастра в разных позициях


Студийные трюки с каподастром

Нет пределов возможностям каподастра при записи гитарных партий. Например, при наложении транспонированных партий — аналогично использованию каподастра для облегчения жизни начинающим гитаристам. Для наглядности возьмем прогрессию из Примера 1. Располагая каподастр на разных ладах и транспонируя партию соответственно, вы можете создать более плотное звучание. Это потребует от вас знания гармонических функций отдельных аккордов: I-IV-VIm-V.

Например, мы играем так, как будто бы мы находились в тональности С. Нужно определить, где играть аппликатуру типа С, которая будет звучать как G. Это значит, что тонику нужно играть на десятом ладу, поэтому помещаем каподастр на седьмой лад. Теперь мы имеем прогрессию в С, что означает, что мы играем C-F-Am-G (Пример 8).

Использование каподастра при записи


Конечно, можно найти еще более творческий подход к делу. Вот свободная интерпретация (Пример 9), также сыгранная в С, но содержащая несколько простых аккордовых замен.

свободная интерпретация с каподастром


Где расположить каподастр?

Определить местоположение каподастра не так сложно. Например, можно найти публикации табулатур для той или иной композиции, где указан лад каподастра, или же посмотреть видео с игрой музыканта. Чуть более сложный вариант — определить лад на основе соотношения тональности, которую вы хотите услышать, и тональности, в которой вы хотите играть.

Если вы разучиваете какую-либо композицию и хотите транспонировать ее, чтобы было легче петь (смена тональности песни для облегчения задачи вокалисту), удобнее всего делать это в том случае, когда вы играете чуть ниже, чем нужно — просто повысьте тональность с помощью каподастра. Метод проб и ошибок весьма эффективен в данном случае — пробуйте повышать на один лад за раз, пока не найдете нужную тональность.

Ситуация несколько осложняется, если изначально вы играете слишком высоко. Например, вы играете в тональности С. Эта тональность легка для игры, но содержит высокую ноту Е, а вокалист может петь только до D. В данном случае следовало бы расположить каподастр на десятом ладу, что не так уж здорово. Что же делать? Один из вариантов выхода из положения — опустить строй гитары на целый тон. Это своего рода «отрицательный» каподастр и неплохая альтернатива каподастру на десятом ладу или еще выше.

Похожие уроки:

Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное