Если вы играете техникой «флэтпикинг», пользуетесь приемом гибридного звукоизвлечения или просто играете пальцами, скорее всего, вы уже знакомы с идеей пальцевого переката. Это простой, но универсальный прием, ведь он подходит для игры в самых разных стилях. Сегодня я покажу вам несколько простых упражнений и расскажу о том, как можно пользоваться пальцевым перекатом на практике.
Упражнения с пальцевым перекатом для гитары:
Для начала разомнемся. Советую играть все упражнения гибридной техникой, хотя медиатор для большого пальца (как и пальцевый способ) тоже подойдет. Помните вот что: каждое упражнение должно звучать ровно. Начинайте в низком темпе и постепенно наращивайте скорость. Важно, чтобы звукоизвлекающая рука была расслаблена, поэтому не играйте слишком быстро! Упр. 1 играется по схеме «вниз, вверх, вверх». Сначала даунстрок, затем апстроки с чередованием среднего и безымянного пальцев.
Чтобы научиться играть быстро, нужно играть просто. Упр. 2 — серия трезвучий, начинающаяся с А.
В Упр. 3 мы делаем наше звучание более мелодичным. Здесь присутствует блюзовая нота F (b7), благодаря которой фраза отлично звучит на фоне аккорда G7. Не забудьте о том, что очень полезно транспонировать фразы в разные тональности (если фразы не содержат нот на открытых струнах).
Я часто прибегаю к приему пальцевого переката, потому что с его помощью арпеджио звучат просто отлично, да и быстрые мелодии становятся ярче. Упр. 4 — одна из моих любимых фраз.
Упр. 5 предполагает игру через струну. Играем по пятой, третьей и второй струнам. Обратите внимание на хроматическое движение басовой линии перед разрешением в А.
Банджисты, играющие блюграсс, пожалуй, чаще всего пользуются приемом пальцевого переката. В Упр. 6 вы видите, как фразу для банджо можно адаптировать для исполнения на гитаре. Завершаем ее в стиле мастеров флэтпикинга — Тони Райса (Tony Rice) и Кларенса Уайта (Clarence White).
Дэнни Гэттон (Danny Gatton) — один из моих любимых гитаристов — явно вышел за рамки того, что можно ожидать от техники пальцевого переката в стиле банджо. Он нашел несколько интересных вариантов использования этого приема при игре на гитаре. Пример — Упр. 7.
И напоследок — фраза, которая вам точно понравится! Упр. 8 — это комбинация перекатов, хроматизмов, неявных гармоний и нисходящих трезвучий. Работая над ним, нужно помнить о следующем: ноту G в начале второго такта следует зажимать четвертым пальцем. Также попробуйте зажать ноту А в конце второго такта первым пальцем. Это значительно облегчит исполнение.