Фанк. Это музыка, при одной мысли о которой на лице появляется улыбка. Вы автоматически начинаете покачивать головой, постукивать ногами, а иногда даже вскакиваете со стула и пускаетесь в пляс.

Сегодня я расскажу об особенностях звучания, атаки, ритмики, мелодики и гармонии в фанковой гитаре. Аудиопримеры, которые мы сегодня рассмотрим, складываются, как кусочки паззл-головоломки и образуют мини-фанк-оркестр — фанкестр. В конечном итоге, все дело в том, как ваша игра сочетается с другими инструментами, как вы дополняете друг друга и держите грув.

Постарайтесь получить максимально чистый звук, возможный на вашем усилителе. Снизьте басы, убедитесь в том, что высокие частоты хорошо слышны, и настройте середину на свой вкус. Что касается атаки, помните, что каждая нота должна звучать максимально кратко, как будто бы она не имеет никакого значения, хотя ее, конечно, должно быть слышно.

Риффы в стиле фанк

Начнем с простого риффа E7, подчеркивающего тонику, квинту и малую септиму аккорда (Пример 1). Важно оставлять пространство и для других линий. Придерживайтесь ритма. Послушайте “Cold Sweat” Джеймса Брауна (James Brown) и постарайтесь передать своей игрой то же ощущение. Пентатоническое заполнение в последнем такте отлично показывает структуру джема.

Фанковый ритм для гитары


В гармоническом плане фанк обычно играется на фоне аккорда I7 (который можно разнообразить, добавив девятую и/или тринадцатую ступень). Пример 2 показывает два варианта аккордов с девятой ступенью (ноной). Для подведения к первому варианту (E9) начните на полтона ниже. Тоника здесь не нужна. Чаще всего достаточно просто бить по двум верхним струнам. Ваша цель — сделать так, чтобы аккорд звучал как можно перкуссивнее, а не объемно. Второй вариант аккорда Е9 можно найти в такте 8. Послушайте “Thank You (Falettinme Be Mice Elf Agin)” Sly & The Family Stone, чтобы понять, как аккорд должен звучать и какое место он занимает в ритмическом рисунке.

В Примере 2 вы также встретите отличную фанковую технику, заключающуюся в обрисовывании аккорда 13#9 с помощью бенда на #9 (в данном случае G) практически до 3 (G#). Хороший пример практического применения этой техники — классика от Принса “Kiss”.

Табы и ноты фанка на гитаре


Пример 3 начинается с интересной комбинации тоники и b7. Эти две ноты отлично подходят к доминантному аккорду, а игра их приемом стаккато на первых двух струнах добавляет перкуссивности. Аккорд 13#9 относится к моим любимым. Хаммер-оны и пулл-оффы между 5 (B) и 6 (C#) звучат так фанково!

Фанковые аккорды для гитары


Далее: одиночные ноты. Фанковость Примера 4 заключается в синкопированном ритме шестнадцатыми нотами, перкуссивном глушении струн левой рукой и в использовании гаммы Е-миксолидийского лада (E-F#-G#-A-B-C#-D). Благодаря ритмическому размещению дабл-стопового заполнения, предыдущие примеры звучат весьма объемно. Когда вы начнете сочинять собственные фанк-фразы, всегда слушайте других участников группы и дополняйте партии других музыкантов фразами, которые как бы поют в промежутках, требующих заполнения.

Заполняем тишину фанком


Пример 5 добавляет груву мелодию. Обратите внимание на характер двух тактов сопровождения и двух тактов мелодии — они дополняют друг друга по схеме «вопрос-ответ». Если вы играете в группе, особенно в такой, размер которой соответствует ранним фанк-коллективам, подобное взаимодействие — ключ к успеху. Послушайте отличные аранжировки духовых и вокала в крупных бэндах, как, например, George Clinton and Parliament Funkadelic, Tower of Power и Earth, Wind & Fire.

Фанковые фразы и ритмы


Соберите друзей и распределите между ними предыдущие пять линий. (Кстати говоря, это отличный момент для того, чтобы достать с полки лупер!) Когда вы войдете в грув, можете попробовать сделать звучание пожирнее. Это добавит груву интенсивности. Как показано в Примере 6, постоянно бейте аккорд по синкопированной ритмической схеме, давая нотам затихать самостоятельно. Обычно это занимает два или четыре такта за раз, после чего идет перерыв. Как правило, используются аккорды 7sus или 7#9. В данном примере берем аккорд с #9 (записанной как G) и 4. Каждый музыкант может вступать и выходить из игры с интервалом в восемь тактов. А теперь собирайте собственный фанкестр, создавайте свою фанкопедию и… да будет грув!

Готовый вариант фанкового звучания

  1. Евгений:

    Очень толково всё разложено по полочкам с примерами. Спасибо! Чем больше будет таких статей, тем вкуснее станет музыка у нас в России.

  2. Сергей:

    От этого грува такой драйв!

Добавить комментарий