Энди Эйлдорт (Andy Aledort) рассказывает о творчестве мастеров блюза Джона Ли Хукера (John Lee Hooker) и Лайтнин Хопкинса (Lightnin´ Hopkins).
Блюз можно открывать для себя снова и снова. Блюз многолик, а история его существования насчитывает уже несколько десятилетий.
Это музыка с хлопковых полей; акустическая гитара Чарли Пэттона (Charlie Patton), Блайнд Блэйка (Blind Blake), Блайнд Лемон Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Блайнд Вилли Мактелла (Blind Willie McTell) и Роберта Джонсона (Robert Johnson);
Блюз Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хоулин Вулфа (Howlin’ Wolf) и Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker), приправленный колоритом Чикаго, Мемфиса и Техаса, и конечно, блюз-роковая революция второй половины шестидесятых, прошедшая под знаком Cream и Jimi Hendrix Experience.
Сегодня такие группы, как North Mississippi All-Stars, Black Keys и Alabama Shakes, продолжают искать новые пути развития и варианты интерпретации этого стиля, такого традиционного и такого современного. Эта статья посвящена мастерству двух ключевых фигур в мире блюза — Джону Ли Хукеру (John Lee Hooker) и Лайтнин Хопкинсу (Lightnin´ Hopkins).
Джон Ли Хукер родился в 1917 году в графстве Коахома, штат Миссисипи. Играть на гитаре его научил отчим Вилли Мур (Willie Moore), друзьями которого, к счастью для Джона Ли, были Блайнд Лемон Джефферсон и Чарли Пэттон. Уже в 14 лет Хукер начал выступать с легендарным блюзменом Робертом Найтхоком (Robert Nighthawk) в Мемфисе.
В 1948 году появились первые записи Хукера, в том числе неповторимые “Boogie Chillen’ ” и “Sally Mae”. Сессии проводились на студии в Детройте. Эти композиции были выпущены в рамках лейбла Modern, владельцами которого были братья Байари (Bihari) (они же записывали и ранние альбомы Би Би Кинга (B.B. King)). Так Хукер начал свой путь в мире блюза.
Он часто настраивал гитару на open A (от шестой струны к первой: E A E A C# E), время от времени используя каподастр на первом, втором или третьем ладу, чтобы играть в разных тональностях. Джон Ли играл пальцами. Большим пальцем он извлекал басовые ноты, а указательным играл на более высоких струнах. Его звучание отличается особой теплотой и чем-то напоминает перкуссию. Выступал он в основном в одиночку или с другим гитаристом, игравшим аккомпанемент.
Примеры на РИС. 1-7 играть в строе open A (от шестой струны к первой: E A E A C# E)
На РИС. 1 изображена ритмическая фигура из композиции “Boogie Chillen’”. Несмотря на размер 4/4, играть ее следует, передавая ощущение триольности (или свинговых восьмых). Это значит, что пары восьмых нот звучат скорее как триоли, состоящие из четвертной и восьмой нот.
Чередуйте большой и указательный пальцы при атаке басовых и высоких струн. В конце каждого лада выполняйте быстрый двойной хаммер-он. В такте 1 хаммер-он начинается на четвертом ладу и хроматически (на один лад за раз) сдвигается к шестому ладу. В такте 2 хаммер-он начинается на втором ладу и хроматически сдвигается к четвертому. В такте 3 быстрые слайды к третьему ладу выполняются указательным пальцем, зажимающим две верхние струны приемом баррэ.
Одна из особенностей игры Хукера в open A — использование всего двух основных аккордов — “I” (первой ступени) и “IV” (четвертой ступени). Аккорд “V” (пятую ступень), характерный для блюза, он часто опускал. В строе open A Хукер зажимал аккорд С стандартным образом, что давало необычное звучание Dadd9/C (см. РИС. 2).
Интересно то, что он часто переходил от свингового, триольного звучания к ровным восьмым, что вызывало хороший ритмический контраст и напряжение. Посмотрите на РИС. 3. Начинаем с ровных восьмых, не забывая о слайдах к аккорду А7. Когда начинается основной рифф (такты 5-7), переходим к свингу.
В творчестве Хукера часто встречается аккорд D7/A (см. РИС. 4). Указательным пальцем делаем баррэ на верхних трех струнах на пятом ладу, а мизинцем периодически зажимаем первую струну на восьмом ладу. Роберт Джонсон тоже нередко прибегал к такой аппликатуре.
Хукер — автор огромного количества интересных фраз для строя open A. Некоторые из них представлены на РИС. 5. Слайды на двух верхних струнах, аккорды А и А7, чередуемые с одиночными нотами, и дабл-стопы на средних струнах с ритмическим синкопированием — вот их основные особенности. Подобные риффы можно услышать, например, в классической композиции Хукера “Sally Mae”. Билли Гиббонс (Billy Gibbons) из ZZ Top — ярый фанат Хукера, поэтому творчество этой группы богато такими фразами. Послушайте, например, “La Grange” или “Jesus Just Left Chicago”.
Комбинирование открытых струн с риффами из одиночных нот — центральный элемент стиля Хукера. Он наиболее эффективен именно при игре пальцами. Фразы на РИС. 6 в духе “Crawling Kingsnake” и на РИС. 7 (“Tease Me”) — яркие примеры того, как Хукеру удавалось объединить запоминающуюся мелодию с привлекающей внимание слушателя тонической нотой — педальным тоном на открытой струне.
Позже Хукер стал все чаще играть в стандартном строе, по-прежнему пользуясь каподастром на первых ладах для смены тональностей. Отличный пример его игры в стандартном строе — “Boom Boom Out Go the Lights”. На РИС. 8 представлен пример в этом стиле. Повторяющийся мелодический рисунок, основанный на пентатонике Е минор (E G A B D), комбинируется с линией баса.
Лайтнин Хопкинс родился в 1912 году в Сентервилле, штат Техас. Как и Джон Ли Хукер, он учился у мастеров блюза, таких как Блайнд Лемон Джефферсон. Первые записи Хопкинса были сделаны в 1946 году. Очень скоро он стал одним из самых влиятельных блюз-гитаристов. Элементы его стиля четко прослеживаются в игре Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Эрика Клэптона (Eric Clapton), Джимми Пейджа (Jimmy Page), Джеффа Бека (Jeff Beck), Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) и многих других.
Хопкинс часто играл на акустической гитаре без аккомпанемента. Его манера звукоизвлечения очень напоминала Хукера, но на большой палец Хопкинс надевал специальный медиатор. На РИС. 9 и 10 вы видите примеры блюза в среднем темпе в размере 12/8, очень напоминающие его классическую композицию “Goin’ Down Slow”.
Понравился урок? Не пропустите следующие уроки на Гитаршколе, обязательно подпишитесь на рассылку.
нармалды)