Уроки гитары Джона Ли ХукераЭнди Эйлдорт (Andy Aledort) рассказывает о творчестве мастеров блюза Джона Ли Хукера (John Lee Hooker) и Лайтнин Хопкинса (Lightnin´ Hopkins).

Блюз можно открывать для себя снова и снова. Блюз многолик, а история его существования насчитывает уже несколько десятилетий.

Это музыка с хлопковых полей; акустическая гитара Чарли Пэттона (Charlie Patton), Блайнд Блэйка (Blind Blake), Блайнд Лемон Джефферсона (Blind Lemon Jefferson), Блайнд Вилли Мактелла (Blind Willie McTell) и Роберта Джонсона (Robert Johnson);

Блюз Мадди Уотерса (Muddy Waters), Хоулин Вулфа (Howlin’ Wolf) и Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker), приправленный колоритом Чикаго, Мемфиса и Техаса, и конечно, блюз-роковая революция второй половины шестидесятых, прошедшая под знаком Cream и Jimi Hendrix Experience.

Сегодня такие группы, как North Mississippi All-Stars, Black Keys и Alabama Shakes, продолжают искать новые пути развития и варианты интерпретации этого стиля, такого традиционного и такого современного. Эта статья посвящена мастерству двух ключевых фигур в мире блюза — Джону Ли Хукеру (John Lee Hooker) и Лайтнин Хопкинсу (Lightnin´ Hopkins).

Джон Ли Хукер родился в 1917 году в графстве Коахома, штат Миссисипи. Играть на гитаре его научил отчим Вилли Мур (Willie Moore), друзьями которого, к счастью для Джона Ли, были Блайнд Лемон Джефферсон и Чарли Пэттон. Уже в 14 лет Хукер начал выступать с легендарным блюзменом Робертом Найтхоком (Robert Nighthawk) в Мемфисе.

В 1948 году появились первые записи Хукера, в том числе неповторимые “Boogie Chillen’ ” и “Sally Mae”. Сессии проводились на студии в Детройте. Эти композиции были выпущены в рамках лейбла Modern, владельцами которого были братья Байари (Bihari) (они же записывали и ранние альбомы Би Би Кинга (B.B. King)). Так Хукер начал свой путь в мире блюза.

Он часто настраивал гитару на open A (от шестой струны к первой: E A E A C# E), время от времени используя каподастр на первом, втором или третьем ладу, чтобы играть в разных тональностях. Джон Ли играл пальцами. Большим пальцем он извлекал басовые ноты, а указательным играл на более высоких струнах. Его звучание отличается особой теплотой и чем-то напоминает перкуссию. Выступал он в основном в одиночку или с другим гитаристом, игравшим аккомпанемент.

Примеры на РИС. 1-7 играть в строе open A (от шестой струны к первой: E A E A C# E)

Табы Boogie Chillen

На РИС. 1 изображена ритмическая фигура из композиции “Boogie Chillen’”. Несмотря на размер 4/4, играть ее следует, передавая ощущение триольности (или свинговых восьмых). Это значит, что пары восьмых нот звучат скорее как триоли, состоящие из четвертной и восьмой нот.

Чередуйте большой и указательный пальцы при атаке басовых и высоких струн. В конце каждого лада выполняйте быстрый двойной хаммер-он. В такте 1 хаммер-он начинается на четвертом ладу и хроматически (на один лад за раз) сдвигается к шестому ладу. В такте 2 хаммер-он начинается на втором ладу и хроматически сдвигается к четвертому. В такте 3 быстрые слайды к третьему ладу выполняются указательным пальцем, зажимающим две верхние струны приемом баррэ.


Использование 2 аккордов

Одна из особенностей игры Хукера в open A — использование всего двух основных аккордов — “I” (первой ступени) и “IV” (четвертой ступени). Аккорд “V” (пятую ступень), характерный для блюза, он часто опускал. В строе open A Хукер зажимал аккорд С стандартным образом, что давало необычное звучание Dadd9/C (см. РИС. 2).


Ровные восьмые ноты

Интересно то, что он часто переходил от свингового, триольного звучания к ровным восьмым, что вызывало хороший ритмический контраст и напряжение. Посмотрите на РИС. 3. Начинаем с ровных восьмых, не забывая о слайдах к аккорду А7. Когда начинается основной рифф (такты 5-7), переходим к свингу.


аккорд D7/A

В творчестве Хукера часто встречается аккорд D7/A (см. РИС. 4). Указательным пальцем делаем баррэ на верхних трех струнах на пятом ладу, а мизинцем периодически зажимаем первую струну на восьмом ладу. Роберт Джонсон тоже нередко прибегал к такой аппликатуре.


Фразы для строя open A

Хукер — автор огромного количества интересных фраз для строя open A. Некоторые из них представлены на РИС. 5. Слайды на двух верхних струнах, аккорды А и А7, чередуемые с одиночными нотами, и дабл-стопы на средних струнах с ритмическим синкопированием — вот их основные особенности. Подобные риффы можно услышать, например, в классической композиции Хукера “Sally Mae”. Билли Гиббонс (Billy Gibbons) из ZZ Top — ярый фанат Хукера, поэтому творчество этой группы богато такими фразами. Послушайте, например, “La Grange” или “Jesus Just Left Chicago”.


Табы риффов для гитары в стиле блюз

Табы риффов для электрогитары в стиле блюз

Комбинирование открытых струн с риффами из одиночных нот — центральный элемент стиля Хукера. Он наиболее эффективен именно при игре пальцами. Фразы на РИС. 6 в духе “Crawling Kingsnake” и на РИС. 7 (“Tease Me”) — яркие примеры того, как Хукеру удавалось объединить запоминающуюся мелодию с привлекающей внимание слушателя тонической нотой — педальным тоном на открытой струне.


Рифф в стандартном строе

Позже Хукер стал все чаще играть в стандартном строе, по-прежнему пользуясь каподастром на первых ладах для смены тональностей. Отличный пример его игры в стандартном строе — “Boom Boom Out Go the Lights”. На РИС. 8 представлен пример в этом стиле. Повторяющийся мелодический рисунок, основанный на пентатонике Е минор (E G A B D), комбинируется с линией баса.

Лайтнин Хопкинс родился в 1912 году в Сентервилле, штат Техас. Как и Джон Ли Хукер, он учился у мастеров блюза, таких как Блайнд Лемон Джефферсон. Первые записи Хопкинса были сделаны в 1946 году. Очень скоро он стал одним из самых влиятельных блюз-гитаристов. Элементы его стиля четко прослеживаются в игре Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), Эрика Клэптона (Eric Clapton), Джимми Пейджа (Jimmy Page), Джеффа Бека (Jeff Beck), Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) и многих других.


Примеры использования медиатора на большом пальце

Хопкинс часто играл на акустической гитаре без аккомпанемента. Его манера звукоизвлечения очень напоминала Хукера, но на большой палец Хопкинс надевал специальный медиатор. На РИС. 9 и 10 вы видите примеры блюза в среднем темпе в размере 12/8, очень напоминающие его классическую композицию “Goin’ Down Slow”.

Понравился урок? Не пропустите следующие уроки на Гитаршколе, обязательно подпишитесь на рассылку.

Добавить комментарий