В тот день, когда я узнал о том, что Би Би Кинга (B.B. King) больше нет с нами, я пошел домой и целый вечер слушал его старые записи, наслаждаясь «общением» с одним из моих любимых гитаристов.
Через пару часов я начал замечать отличные блюзовые идеи, которые прекрасно подойдут и к любому джазовому соло.
Сегодняшнее занятие мы посвятим трем классическим фразам Би Би Кинга, которые будут полезны для всех джазовых гитаристов, желающих пополнить свой арсенал интересных ходов и решений.
К каждому примеру фразы прилагается описание, табулатуры и аудио-запись, поэтому не спеша проработайте каждую из фраз, чтобы получилось исполнить соло от Би Би Кинга, опубликованное в конце урока.
Первая блюзовая фраза от Би Би Кинга
Это характерная для Би Би Кинга минорная блюзовая фраза (в данном случае — в тональности Bb).
Как только вы сможете играть ее уверенно, попробуйте перенести ее в другие тональности, а также поимпровизировать под минус в тональности Bb.
Вторая блюзовая фраза от Би Би Кинга
Откройте для себя новые грани блюза! Фраза, основанная на мажорной пентатонической гамме, поможет вам в этом. Би Би Кинг известен в первую очередь своими минорными блюзовыми ходами, но его мажорные фразы никак нельзя назвать менее интересными. Он мастерски украшал ими свои соло и добивался таким образом весьма выразительного и контрастного звучания.
Если вы пока не так хорошо знакомы с мажорной пентатонической гаммой, обратите внимание на то, что ее аппликатура очень похожа на аппликатуру минорной пентатонической гаммы, но обращаться с ней нужно примерно так же, как с арпеджио. Имеется в виду, что если вы слышите, к примеру, аккорд Bb7 (как в нашем примере), ваше соло на его фоне должно состоять из нот мажорной пентатонической гаммы.
При смене аккорда на Eb7 (следующий аккорд в джазово-блюзовой прогрессии тональности Вb), вы переходите на мажорную пентатоническую гамму Eb.
То есть к каждому аккорду относится своя мажорная пентатоническая гамма. А вот минорную пентатоническую гамму можно играть на протяжении всей блюзовой или джазово-блюзовой аккордовой прогрессии.
Во втором такте вы заметите несколько хроматических нот (E-Eb). Они соединяют пятую (F) и третью (D) ступени гаммы и придают мажорной пентатонической гамме джазовый оттенок. Именно благодаря им эта фраза так хорошо подходит для игры джаза.
Отработав фразу, включайте минус и попробуйте поиграть ее на фоне трех септаккордов Bb7, Eb7 и F7, используя соответствующую мажорную пентатоническую гамму для каждого из них.
Третья блюзовая фраза от Би Би Кинга
Здесь мы смешиваем мажорное и минорное блюзовое звучание на фоне аккорда Bb7. Это классическая фраза Би Би Кинга, которая также может стать «частым гостем» в ваших джазово-блюзовых соло.
И в этом случае нужно помнить о том, что играть ее можно только поверх аккорда Bb7. При переходе на Eb7 не забудьте перенести фразу в другую тональность.
Пример блюзового соло Би Би Кинга
И в завершение — пример соло в духе Би Би Кинга на фоне джазово-блюзовой прогрессии в тональности Bb. Здесь вы встретите все три фразы, о которых мы сегодня говорили. Мой вам совет: сначала хорошо выучите каждую фразу в отдельности и только потом объединяйте их в соло.
Первое время можете играть медленнее, используя метроном. Как только вы достигнете нужного темпа, пробуйте играть вместе с аудиозаписью. И, конечно, не забывайте обо всех этих интересных вещах, сочиняя собственные соло!
Понравился урок? Подписывайся на рассылку уроков гитары и учись играть на гитаре вместе с Гитаршколой.
Спасибо за чудесный урок, разучив эти фразы, я захотел усложнить задачу, и теперь разучиваю крутое соло на гитаре Би Би Кинга.
Исправьте первую фразу Там же прекрасно слышится восходящий интервал вначале Bb — Db. У вас же в табах сразу с пониженной Рэ