Слово «буги» часто ассоциируется с известным усилителем с западного побережья Соединенных Штатов, но вообще-то оно также используется для обозначения стиля музыки, популярного в эру свинга — тридцатые и сороковые годы. Звучание и стиль буги-вуги уходят корнями в трактирную музыку, исполнявшуюся на пианино в конце девятнадцатого века. Ее можно было услышать в салунах, тавернах и подобных заведениях по всей Америке. Такие музыканты, как Альберт Аммонс (Albert Ammons), Пит Джонсон (Pete Johnson), Мид Люкс Льюис (Meade Lux Lewis), Элдон Шэмблин (Eldon Shamblin), Джуниор Барнард (Junior Barnard) и Мьюриэл «Zeke» Кэмпбелл (Muriel “Zeke” Campbell) внесли большой вклад в ее развитие.
Эти музыканты передали эстафетную палочку огромному количеству легенд рока и кантри пятидесятых и шестидесятых годов, в том числе Фэтс Домино (Fats Domino), Мерле Хаггард (Merle Haggard), Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis), Бак Оуэнс (Buck Owens) и Литтл Ричард (Little Richard), которые познакомили массы с такой музыкой. Многие известные гитаристы, такие как Джон Ли Хукер (John Lee Hooker), Джимми Пейдж (Jimmy Page), Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan), Билли Гиббонс (Billy Gibbons) и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen), вдохновлялись звучанием буги и заимствовали особенности этого стиля для собственного творчества.
Путь к гитарному буги начинается с риффа из одиночных нот, показанного в Примере 1. Как вы можете заметить, это очень популярный рифф на фоне аккорда Е7. Зажимайте ноты первым и третьим пальцами и экспериментируйте с переменным штрихом и игрой исключительно даунстроками.
В Примере 2 эта идея смещается в тональность А путем перехода на другие струны. Аппликатура остается неизменной. Когда вы будете играть фразу достаточно уверенно, вы легко сможете использовать эту идею при игре двенадцатитактового блюза.
Теперь объединим рифф на фоне Е7 с риффом на фоне А7 (Пример 3).
В Примере 4 мы расширяем этот классический буги-рифф, добавляя к нему b7, что дает еще более блюзовое звучание.
Для блюзовой прогрессии характерны «быстрые перемены», когда во втором такте мы сдвигаемся к аккорду IV ступени. В Примере 5 мы используем эту вариацию для того, чтобы продемонстрировать буги-рифф в первых четырех тактах двенадцатитактового блюза.
Следующий пример (Пример 6) подразумевает легкое изменение, которое заключается в объединении 3 и b3. (Для E7 это G# и G соответственно.) Эта комбинация нот часто встречается в блюзовых и роковых композициях.
Пример 7 очень похож на риффы техасской легенды блюза Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan). Нечто подобное четко прослеживается в его классической композиции “Pride and Joy.”
А теперь давайте перенесем эти риффы и идеи в другие тональности и позиции на грифе. Пример 8 — это возможность посмотреть, как можно работать со стандартной аккордовой прогрессией A7-D7.
Следующий пример напоминает основной рифф классики от Allman Brothers “One Way Out”. Как вы заметите в Примере 9, этот рифф представляет собой измененный вариант Примера 8, но комбинация легато, слайдов и вибрато придает ему интересное звучание.
Пример 10 предполагает полную прогрессию вида V-IV-I в тональности А7 и показывает, как применять эти идеи для создания новых фраз и риффов. Этот пример также отличается красивым хроматическим тернэраундом, который вновь вернет вас к началу.
Попробуйте поработать с этими идеями и поищите собственные буги-риффы. Вы можете создать бессчетное количество своих уникальных вариаций. Главное — терпение и время. Вы и не заметите, как ваши пальцы сами примутся играть буги по всему грифу!