Сегодня Энди Эйлдорт (Andy Aledort) познакомит нас с особенностями игры СРВ в композиции Couldn’t Stand the Weather.
Стиль Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) отличается мощью, интенсивностью, четкостью и, конечно, эмоциональностью. Но самое главное — это его звучание. Неповторимый звук стратокастера СРВ не спутать ни с чем другим. Это, пожалуй, один из лучших примеров того, что можно извлечь из гитары такого типа.
Стиви опускал строй своей гитары на полтона (от шестой струны к первой: Eb Ab Db Gb Bb Eb). На это его вдохновили эксперименты Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Также стоит отметить, что Стиви предпочитал довольно толстые струны (от шестой струны к первой: .013, .015, .019, .028, .038, .058). На место первой струны он иногда ставил струну калибра 012 или .011. Чтобы облегчить работу с такими толстыми струнами, Стиви менял порожки ладов на своих гитарах на широкие Dunlop 6100 или Stewart-MacDonald 150.
Сегодня мы поговорим о заглавном треке со второго альбома Стиви Couldn’t Stand the Weather. Табулатуру к треку вы можете скачать с помощью формы ниже.
Композиция начинается в свободном темпе.
Стиви импровизирует на фоне аккордовой последовательности Bm-A7-G7-F#7, исполняемой его братом Джимми (Jimmie Vaughan) (см. такты 1-8). Поверх аккорда Bm Стиви играет ноты блюзовой гаммы B мажор (B D E F F# A), аккорд А7 он украшает блюзовой гаммой А мажор (A C D Eb E G), а для G7 пользуется блюзовой гаммой G мажор (G Bb C Db D F). Старайтесь играть эти фразы, не теряя в четкости и артикуляции.
Поверх аккорда F#7 Стиви ставит ноту A# (терцию) в бас. (Точно так же он поступал, например, с аккордом E7#9 в “Cold Shot”.)
Затем следует четырехтактный рифф из одиночных нот в стиле R&B/соул, дублируемый на гитаре и басу с интервалом в октаву (см. такты 9-17). Играем его четыре раза. На третий раз добавляем паузу в две дополнительные сильные доли. Эта особенность отражена в такте 13 с размером 6/4.
В тактах 18-23 партия ритм-гитары Стиви очень напоминает стиль Хендрикса. Играем в десятой позиции и начинаем на второй доле. Шестнадцатые ноты F с интервалом в октаву извлекаем на первой и третьей струнах. Ритмичная пульсация шестнадцатых нот, играемая по схеме «вниз-вверх-вниз-вверх», проходит через большую часть риффа.
В конце 18го такта зажмите средним пальцем три верхние струны на двенадцатом ладу (прием баррэ), затем исполните бенд на полтона второй и третьей струнах и отпустите его. Эти ноты переходят в следующий такт, поэтому легкое вибрато здесь совсем не помешает. Играйте этот рифф, зажимая большим пальцем левой руки тонику D на десятом ладу шестой струны. Стиви вставляет эту ноту в рифф в нескольких местах, следуя примеру Хендрикса в “Freedom” и “Izabella”.
Играя медленный блюз, Стиви демонстрирует блестящий талант импровизатора. Все дальнейшие примеры исполняются в тональности G мажор на основе блюзовой гаммы G мажор (G Bb C Db D F). В первых двух тактах РИС. 1 я играю фразы из двух и трех нот на фоне тоник G и С, зажимаемых большим пальцем. На третьей доле каждого такта я исполняю трель: я зажимаю третью и четвертую струны указательным пальцем, а средним пальцем я делаю быстрые хаммер-оны и пулл-оффы на третьей струне на лад выше.
Играя такт 3, зажмите первую и вторую струны указательным пальцем на третьем ладу (баррэ) и исполните бенды на второй и третьей струнах. На второй доле сделайте быстрый хаммер-он и пулл-офф на четвертый лад первой струны. Хаммер/пулл G-Ab-G — одна из «фирменных фишек» Стиви, которую он использовал так часто и так по-разному.
Еще одна важная черта подхода Стиви к медленному блюзовому соло — бенды на нескольких струнах в духе Альберта Кинга (Albert King). Посмотрите на РИС. 2а. Безымянным пальцем (помогая ему средним) я подтягиваю шестую струну на восьмом ладу на целый тон и одновременно захватываю вторую струну и тоже тяну ее на тон вверх. На РИС. 2b я захватываю три верхние струны. Чтобы научиться исполнять эти бенды качественно, вам понадобится немало времени и усилий.
На РИС. 3a и 3b показан еще один способ исполнения пулл-оффов на первой струне. Зажимаем ноту А и делаем пулл-офф от Ab к G. После этого делаем несколько пулл-оффов на второй струне. Этот шаг можно увидеть на РИС. 3с. На РИС. 4а и 4b вы видите еще два варианта этой идеи.
Еще один интересный элемент стиля Альберта Кинга — это акцентирование нот на первой струне пальцевым способом. Средним пальцем я захватываю и резко отпускаю струну к грифу (см. РИС. 5a-5f). Обратите внимание на полутоновые бенды на седьмом ладу первой струны (см. РИС. 5b, 5c и 5e). Альберт и Стиви — настоящие мастера техники микробендов.
У Стиви можно поучиться интересным сменам позиций с использованием бендов и слайдов на третьей струне. Посмотрите, например, на РИС. 6a-c.
Ноты A, Ab и G на первой струне напоминают нам о пятой ступени (аккорде D) и о блюзовой гамме D мажор (D F G Gb A C). Гамма представлена на РИС. 8а. На РИС. 7 и 8b-d вы найдете примеры фраз, сыгранных на фоне пятой ступени. Также Стиви часто пользовался приемом слайда на третьей струне (см. РИС. 9a-c).
Если Вам понравился этот урок, но Вы еще не подписаны на Гитаршколу. Советую Вам сделать это немедленно, так как вы сможете получать ежедневно интересные уроки гитары, самую свежую информацию о гитарах и гитарном оборудовании и многое многое другое.
Супер урок!Огромное спасибо!Продолжайте тему:Стиви Рей Воэн,Гэри Мур,Фрэди Кинг,Ван Хален,Томми Эммануель(ни одного урока на русском не видел).Спасибо ОГРОМНОЕ!