Джимми Пейдж (Jimmy Page) — великий рок-гитарист, основавший одну из самых успешных групп в истории и продюсировавший ее творчество. Музыка Led Zeppelin уже давно стала образцом для многих. Но из-под пера Пейджа вышли далеко не только такие тяжелые вещи, как “Whole Lotta Love”, “Heartbreaker”, “Black Dog” и “Rock and Roll”.
Он часто говорит о том, что его истинная страсть — это комбинация «света и тени» в форме контрастных и дополняющих друг друга музыкальных звуков. Подобное звучание часто присутствует в акустической английской и кельтской народной музыке. Также его можно услышать в творчестве Jimi Hendrix Experience, Cream и The Yardbirds — еще одной группы Пейджа.
Строй гитары DADGAD
Для такой музыки характерны альтернативные варианты гитарного строя. Некоторые из любимых гитаристов Пейджа, например, Берт Янш (Bert Jansch) и Дэйви Грэм (Davey Graham), нередко пользовались этим приемом. Грэм был пионером альтернативного строя акустической гитары. Особенно часто он играл в строе DADGAD (от шестой струны к первой) (см. РИС. 1).
Эту схему иногда называют «модальным строем». Игра боем по открытым струнам в этом случае дает интересное и несколько напряженное звучание аккорда Dsus4. Этим строем также пользуются такие гитаристы, как Лука Блум (Luka Bloom), Арти Траум (Artie Traum), Пьер Бенсусан (Pierre Bensusan), Лоренс Джубер (Laurence Juber), Тони МакМанус (Tony McManus) и Ричард Томпсон (Richard Thompson). Из гитаристов современности следует упомянуть также Энди Макки (Andy Mckee), Эла Петтеуэя (Al Petteway), Джастина Кинга (Justin King) и Джеффа Твиди (Jeff Tweedy) из Wilco.
Одна из первых композиций, для которой Пейдж настроил гитару таким образом, — “Black Mountain Side” с дебютного альбома Led Zeppelin, хотя изначально он объединял ее элементы с другой композицией под названием “White Summer”.
Считается, что на создание “White Summer” Пейджа вдохновила “She Moved Thru’ the Bizarre/ Blue Raga” Грэма. На РИС. 2 изображен четырехтактовый рифф в стиле “White Summer”. Начинаем с хаммер-она с открытой третьей струны (нота G) к ноте А на втором ладу, звучащего одновременно с открытой шестой струной (нота D). Затем играем мелодию на третьей струне в духе раги. Этот подход чем-то напоминает игру на ситаре.
В конце такта 2 исполняем серию быстрых пулл-оффов на третьей и четвертой струнах, сдвигаясь от четвертого лада через второй к открытым струнам. В такте 3 играем несколько мелодичных блюзовых фраз. Рифф завершается продолжительным аккордом D7 в четвертом такте.
Строй DADGAD особенно привлекателен тем, как он облегчает использование подвижных аккордов в сочетании с открытыми струнами, звучание которых проходит через всю фразу (причем это могут быть как басовые, так и высокие струны). Такой прием характерен для шотландской и ирландской музыки, а также для индийской раги.
Ритмы боем в альтернативном строе
Еще один хороший пример строя DADGAD в творчестве Пейджа — композиция “Kashmir” с альбома Physical Graffiti. Здесь Пейдж играет плотные аккорды и аккордовые разрешения боем по всем струнам, зажимая при этом всего две.
На РИС. 3 представлена ритмическая партия в этой технике. В тактах 1-4 мы видим постоянное смещение от аккордов sus4 к мажорным аккордам, затем начинаются мелодические фигуры, после чего следует разрешение в аккорд D5.
Еще один способ эффективно применить строй DADGAD — игра боем по всем струнам с натуральными флажолетами (N.H. — natural harmonics), что Пейдж и делает на студийной версии “Black Mountain Side”.
Как показано на РИС. 4, серию разных аккордов sus4, построенных из натуральных флажолетов на всех шести струнах, можно исполнить, слегка прикоснувшись пальцем левой руки к струнам над соответствующим ладом и играя при этом боем. Еще одна интересная возможность — вибрато рычагом (см. такт 2).
Преимущество строя DADGAD в том, что с его помощью можно создавать весьма необычно звучащие аккорды. Посмотрите на РИС. 5. Простое зажатие второй, третьей и четвертой струн на два лада выше пятой и шестой струн дает нам аккорд типа 6sus2. Этот рифф играется с синкопами, чтобы ритм получился еще интереснее.
Альтернативный строй в пальцевой технике
Увлечение Пейджа английской и кельтской музыкой привело к тому, что он развил собственную уникальную технику пальцевого звукоизвлечения. Ее можно услышать, например, в “Going to California” с альбома Led Zeppelin IV.
На РИС. 6 изображена фраза, играемая такой техникой на четырех верхних струнах. Первая, вторая и третья струны остаются открытыми, а на четвертой струне зажимаются ноты, соответствующие структуре гаммы D мажор (DEF#GABC#). Мы завершаем фразу вибрато на ноте F# (большой терции), звучащей на фоне тоники D на открытой шестой струне.
А теперь применим тот же подход к восходящим двухнотным фигурам с интервалом в терцию на второй и третьей струнах, как показано на РИС. 7. Этот пример наглядно демонстрирует, как можно легко объединить мелодию и своего рода педальные тона на открытых струнах.
Строй DGCGCD
В классической для Led Zeppelin “The Rain Song” (альбом Houses of the Holy) Пейдж применяет строй DADGAD с небольшим изменением. Он опускает пятую струну на тон (от A к G), четвертую струну на тон (от D к С), а третью струну поднимает на полтона (от В к С), получая в итоге строй D G C G C D.
Бой по всем струнам в таком строе дает звучание Gsus4/D. Аналогично тому, что мы видели в “Kashmir”, Пейдж зажимает всего две струны, играя при этом по всем струнам и получая разные аккорды. В этом случае зажатие второй и четвертой струн на одном и том же ладу дает октавы. На РИС. 8 показана ритм-партия в этом стиле. Обратите внимание на слайды в тактах 6-8.
Не забывайте подписываться на бесплатную рассылку от Гитаршколы, чтобы получать свежие интересные уроки гитары.