Изучая техники игры на разных инструментах и применяя их к игре на гитаре, вы непременно сможете по-новому взглянуть на гитару и откроете для себя источник новых идей.
Сегодня мы познакомимся с особенностями игры на ситаре и индийской мандолине и посмотрим, как это может разнообразить ваш стиль игры. У ситара целых 20 струн. Интересно то, что для игры как таковой в основном используется всего одна из них. Остальные 19 — это резонансные и аккомпанирующие струны. Ситаристы обычно играют вниз и вверх по этой главной струне.
Гитаристы же разучивают гаммы от шестой к первой струне по всему грифу. Многие могут играть такие гаммы с огромной скоростью, но если их попросить сыграть какую-нибудь гамму на одной струне, так же быстро у них уже не получится. Этому есть две причины.
Во-первых, они знают, по сути, не ноты той или иной гаммы, а ее аппликатуру. В этом случае работает скорее мышечная память. Во-вторых, смещение вниз и вверх по одной струне требует быстрой смены позиций, что может быть весьма непривычно.
В следующих примерах я покажу вам два способа играть такие гаммы: с помощью медиаторной/пальцевой атаки (более характерно для игры на ситаре) или же с помощью легато и слайдов (более характерно для игры на индийской мандолине). Индийская мандолина — это не то же самое, что и западная мандолина, имеющая две струны. У индийской мандолины шесть струн, как и у гитары, и она немного крупнее западной мандолины. На этом инструменте очень часто играют именно легато.
Упражнение в Примере 1 основано на гамме тональности D мажор, которая начинается с тоники D на третьей струне в середине грифа. Первая часть — это нисходящая гамма, доходящая до ноты А, затем мы возвращаемся к тонике и играем восходящую гамму до ноты А более высокой октавы, после чего вновь спускаемся к тонике D.
Первое время играйте медленно. Особое внимание уделите смене позиций (между четвертой и пятой нотами, а также между шестой и седьмой нотами в восходящей части и между третьей и четвертой нотами в нисходящей части). Последнюю ноту мы берем указательным пальцем, после чего мизинец возвращается к тонике. Имейте в виду, что иногда вам придется брать две ноты, которые следуют друг за другом, одним и тем же пальцем. Потренируйте эти переходы.
Пример 2 — это гамма в тональности А мажор. Начинаем также с тоники. Вы переходите с нижних позиций на грифе к более высокой октаве не столько за счет игры соседними пальцами, сколько за счет смены позиций.
Поиграйте каждую из этих гамм, акцентируя каждую ноту. Как только вы почувствуете, что смена позиций больше не представляет для вас трудности, попробуйте использовать легато.
Легато в упражнении Примера 1: первую ноту извлеките обычным способом (пальцем или медиатором). Затем примените прием пулл-офф для остальных нот. Ноты, зажимаемые одним и тем же пальцем (B-A), извлекайте приемом слайд. К тонике D также нужно перейти слайдом, после чего приемом хаммер-он сыграть ноту Е. Сменив позицию, первую ноту вновь извлеките обычным способом. Все остальные ноты играйте приемами хаммер-он и пулл-офф. В заключение сделайте слайд с 11 на 9 лад и начинайте заново.
Легато в упражнении Примера 2: первые две ноты (А-В) извлеките приемом хаммер-он. Слайдом перейдите к следующим двум нотам (C#-D), поставьте указательный палец на пятую ноту (Е), шестую (F#) извлеките хаммер-оном. Затем сделайте слайд к G# и к A. Нисходящая гамма: начните с мизинца на ноте А, следующие две ноты извлеките пулл-оффом. Затем сделайте слайд от F# к E, поставьте мизинец на ноту D (третья струна, седьмой лад) и извлеките пулл-оффом следующие две ноты. В заключение сделайте слайд к последним двум нотам.
Использование приема легато придает звучанию более плавный, индийский характер. Сначала тренируйесь в медленном темпе. Следите за тем, чтобы исполнение не было напряженным. Играть нужно спокойно и расслабленно. Как только вы приобретете определенную уверенность, учитесь играть, не смотря на гриф. Ситаристам приходится играть именно так. Это обусловлено размерами и другими особенностями их инструмента.
Освоив эту тональность, пробуйте применять этот подход к другим гаммам и ладам.
Если Вы действительно хотите научиться играть на гитаре самостоятельно, подписывайтесь на Гитаршколу и получайте ежедневно новые уроки гитары.
Стив Бук (Steve Booke) — композитор, живущий неподалеку от Нью-Йорка, США. Он пишет музыку для фильмов и телевизионных программ. Он работает в разных жанрах — это и оркестровая музыка, и металл, и множество других музыкальных стилей со всех уголков мира. Стив — выпускник Музыкального колледжа Беркли (Berklee College of Music).
На гитаре он играет уже более 27 лет. За это время он выпустил 10 сольных альбомов и принял участие в записи огромного количества альбомов других музыкантов. Он играет в Нью-Йорке и в окрестностях и дает концерты в городах Восточного побережья в составе разных групп. Стиву довелось выступать на одной сцене с Беном И. Кингом (Ben E. King) и музыкантами Mahavishnu Orchestra. Он является эндорсером таких компаний, как D’Addario/Planet Waves, Larrivee Guitars, Levy’s Leathers, Peavey, Stylus Pick, Make Music, Pigtronix, Tech 21, Digitech, Graph Tech, Seymour Duncan, Waves, Studio Devil и L.R. Baggs.
Игра на гитаре на одной струне — это своеобразная техника, так можно сказать. По-началу все думают, что игра на 1 струне только для новичков, но это далеко не так. И этот урок тому доказательство.
Очень интересный материал, спасибо Гитаршкола.