Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Гармоники применительно к гитаре — это особые, подобные колокольному звону звуки, получаемые при касании струны в определенных точках грифа, которые делят струны по длине на более короткие отрезки. Гармоники — натуральные флажолеты используются не только профессиональными гитаристами, поэтому необходимо всем отработать это прием.
В гитарной музыке существует два вида гармоники: натуральные и искусственные. Натуральные флажолеты проще, поэтому мы начнем именно с них.
Наиболее распространенной гармоникой является октава, которая получается, если разделить струну на две равные части; две половины струны в этом случае звучат как две самостоятельные единицы, а точка гармоники (называемая узлом) служит между ними мостиком или точкой неподвижности.
Чтобы взять октавную гармонику, другими словами натуральный флажолет, который бы делал звучание ноты на октаву выше, прикоснитесь любым пальцем левой руки к шестой струне точно над двенадцатым ладом (являющимся узловой точкой этой гармоники), но не прижимайте струну к грифу. Затем дерните струну, продолжая удерживать на ней палец левой руки, и поднимите его, давая ноте зазвучать.
В данном случае это будет нота Е (ми) на одну октаву выше открытой струны. (Учтите, что гармоника звучит наиболее чисто, когда правая рука располагается ближе, чем обычно, к подставке.)
Гармоники, получаемые на других ладах — где струны делятся на неравные части и, соответственно, тона, — менее предсказуемы для непрофессионалов. Например, на пятой струне, играя «обычные» ноты на ладах пятом, седьмом, девятом и двенадцатом, мы получаем ноты D (ре), Е (ми), F# (фа-диез) и А (ля) соответственно, а натуральные флажолеты на тех же ладах дадут ноты А (ля), Е (ми), С# (до-диез) и А (ля).
В партитурах флажолет традиционно обозначается нотами ромбовидной формы, а в гитарной нотации сопровождается римскими цифрами, указывающими лад. Впрочем, способы записи могут варьироваться: иногда это может быть нота на открытой струне с указанием, где найти требуемую гармонику на этой струне; иногда оговаривается, что играться должна нота в гармонике (которая, как мы убедились, не обязательно будет той йотой, что должна звучать); а иногда указывается непосредственно требуемая нота.
Последний способ представляется наиболее разумным — во избежание какой бы то ни было путаницы вам указывают ноту, которая должна звучать, вместе с позицией и номером струны. В этом случае вы, кроме того, не теряете визуального контакта с нотной записью исполняемого произведения.
Также в партитурах часто можно встретить сокращенное обозначение самого слова «гармоника», такое как «harm» или «arm» (от итальянского «armonico»), стоящее над нотой. Иногда оно может сопровождаться такими комментариями как «nat» или «art» означающими натуральную или искусственную гармонику соответственно.
На иллюстрации ниже показаны ноты естественной гармоники на шестой струне в описанной выше нотации. Обратите внимание на порядок интервалов над открытой струной: октава, октава + чистая квинта (двенадцатая — дуодецима), две октавы (пятнадцатая), две октавы + большая терция (семнадцатая), две октавы + чистая квинта.
Эта последовательность интервалов (плюс более высокие, не воспринимаемые человеческим ухом) называется гармоническим рядом и является природным явлением, присущим всем звукам, как музыкальным, так и любым другим.
Такой порядок интервалов является одинаковым на всех струнах относительно определенной ноты открытой струны (и называется основной, или первой, гармоникой).
Теперь вы узнали про натуральный флажолеты. Если же у Вас остались вопросы или есть, что дополнить, пишите в комментариях ниже.
Очень люблю использовать в различных композициях гармоники. Они действительно дают какие-то особенные, завораживающие звуки, которые придают композиции живости.
Очень оригинальные советы. Эти звуки могут украсить любую композицию! Также, это очень легко воспроизводить, я в восторге!