Тернэраунд (turnaround) можно определить как музыкальную фразу, возвращающую к началу. Тернэраунды, несомненно, пользуются популярностью в джазе, но их «родина» — это блюз. Причина, по которой об этой секции так много пишется и говорится, скорей всего, удивит вас.

Блюз обычно состоит из доминантсептаккордов. С диатонической точки зрения, в любой тональности есть только один доминантсептаккорд, поэтому строго говоря, блюз, включающий только I, IV и V ступени (при условии, что они играются в форме доминантсептаккордов), затрагивает три разных тональности. Но эти небольшие отличия растянуты на двенадцать тактов, поэтому мы даже не слышим того, что играемые аккорды не соответствуют друг другу на сто процентов. В конце блюзовой прогрессии на каждый такт обычно приходится по два аккорда. Аккорды сами по себе звучат хорошо для нашего уха, а вот некоторые ноты, играемые на фоне какого-либо аккорда, могут звучать ужасно.

Один из самых популярных блюзовых тернэраундов подразумевает переход к V ступени в последнем такте. Этот ход требует разрешения в тонику. В тоническом блюзе это клише V-I уже стало чем-то самим собой разумеющимся.

Все следующие примеры приходятся на последние четыре такта блюзового квадрата — это даст вам возможность услышать тернэраунд во всей его красе. Работая с примерами, обратите особое внимание, насколько сильно они притягивают возвращение к I ступени.

Примеры лучших тернэраундов

Пример 1 часто можно услышать в исполнении на акустической гитаре, хотя никто не запрещает играть его и на электрогитаре. В первом такте играем аккорд В7 в форме риффа на нижних струнах. На аккорд А играем небольшой дабл-стоп, подходящий к аккорду А7, после чего спускаемся по пентатонике Em, которая ведет нас к аккорду Е.

Этот классический тернэраунд начинается на третьей доле третьего такта и включает интервал в сексту, играемый на третьей и первой струнах. Первые две ноты можно рассматривать как аккорд Е, но от них мы хроматически спускаемся на три лада и приходим к трезвучию Е, которое обозначается хаммером от b3 к 3. Чтобы вернуться к V ступени, просто переходим от открытого аккорда А к аккорду В7#9. Последний создает отличное напряжение, разрешающееся в Е.

Тернэраунды для гитары


Пример 2 — это развитие предыдущей идеи. Но вместо того, чтобы играть хроматически спускающиеся сексты в третьем такте, мы берем пример с Джерри Рида (Jerry Reed) и добавляем чуть больше движения. Основой по-прежнему является нисходящая последовательность нот на третьей струне, но на этом фоне мы играем открытую первую струну, переходя при этом от D к В на второй струне.

Табы и ноты Тернэраундов для электрогитары


Попробуем фингерстайл-подход в духе Трэвис-пикингаПример 3. Все ноты на трех нижних струнах играем большим пальцем, а мелодию на высоких струнах — остальными. Секцию тернэраунда мы позаимствуем из предыдущего примера, сдвинув ноту на первой струне на две октавы ниже — к шестой струне. Так мы можем играть первую струну на фоне нисходящих дабл-стопов — объемные, жирные малые децимы — на шестой и третьей струнах.

Что такое Тернэраунд на гитаре


Пример 4 ведет нас к соло из одиночных нот. Здесь мы играем мажорную пентатонику Е (E-F#-G#-B-C#) на фоне аккорда В7 и нечто, напоминающее гамму Е минор, на фоне аккорда А7. Обратите внимание на то, как полутоновые бенды подчеркивают аккордовые тона А7 (C# (3) и G (b7)) во втором такте. Сначала идет бенд от С к C#, а затем — бенд от F# к G.

Третий такт предлагает нам нисходящую мелодию на второй струне на фоне педального тона на первой струне. Возможно, вы заметите, что здесь мы тоже основываемся на предыдущих примерах, но применяем при этом пентатонические ходы, которые так любят блюзовые гитаристы. В завершение фразы хроматически переходим к В и играем несколько нот мажорной пентатоники Е.

Примеры и упражнения Тернэраунда на гитаре


Пример 5 подчеркивает подход, основанный на аккордовых тонах. Здесь мы обрисовываем аккорды В7 и А7. Некоторые музыканты в подобных случаях любят играть блюзовую гамму Е, а кто-то предпочитает рассматривать каждый аккорд как самостоятельную единицу и играть то, что вы увидите в этом примере. На фоне В7 (первый такт) мы пользуемся опытом Эрика Клэптона (Eric Clapton) и исполняем фразу, двигающуюся от b3 к 3, прежде чем перейти к нотам минорной пентатонической гаммы В (B-D-E-F#-A). Во втором такте мы играем арпеджио А7 от блюзовой ноты b3.

На фоне аккорда Е7 в третьем такте мы наращиваем темп, играя шестнадцатые ноты в рамках блюзовой гаммы Е (E-G-A-Bb-B-D) с добавленной третьей ступенью (G#). Цель проста: найти ноты, которые подведут нас к D# — третьей ступени аккорда B7. И на десерт — слайд вверх к минорной пентатонике Е и бенд.

Тернэраунд со слайдами


Пример 6 начинается с того, что мгновенно ассоциируется с СРВ (SRV). Если этот стиль нов для вас, послушайте Стиви повнимательнее! По сути, мы просто играем идею Примера 1 (третий такт), но на октаву выше, в регистре соло. Пентатонические идеи, основанные на аккорде В7, приводят нас к ноте В. Здесь уже должно быть ясно, что если вы хотите играть хорошо, нужно видеть всю структуру и держать каждый аккорд в фокусе, а не просто двигаться по прогрессии, играя непонятную массу из нот.

Учимся играть Тернэраунд в стиле СРВ


Пример 7 отличается рок-н-ролльным влиянием. За это отвечают триольные дабл-стопы, характерные для стиля Чака Берри (Chuck Berry). Как и в Примере 5, мы движемся в направлении, противоположном направлению аккорда А7: аккорд движется вверх, а мелодия — вниз.

В качестве тернэраунда играем триоли на двух верхних струнах, хроматически спускающиеся к подразумеваемому аккорду Е, за чем следуют ноты мажорной пентатоники В (B-C#-D#-F#-G#) для аккорда В7. Посмотрите, как минорная пентатоника может быть использована для бенда в конце фразы.

Тернэраунд с триольными дабл-стопами


Заключительная на сегодня фраза (Пример 8) — это движение. Движение вверх по грифу, от второго лада к пятнадцатому. Начните на втором ладу с аккорда В7 и продвигайтесь вверх к блюзовой гамме Е на второй струне. В четвертом такте мы находимся на двенадцатом ладу, играя третью ступень аккорда В7 (нота D# на слабой доле, следующей за второй сильной долей).

Тернэраунд вверх по грифу гитары


А вот и минус для этой секции двенадцатитактового блюза. Это не очень длинный трек, ведь тернэраунд нельзя растягивать до бесконечности. Вы можете просто взять любой блюзовый минус и экспериментировать с тернэраундами, или пойти на джем-сессию и посмотреть, что из этого выйдет. Помните: все идеи приходят к нам через уши! Поэтому слушайте как можно больше и будьте внимательны. А руки не заставят себя ждать.

  1. Павел:

    Здравствуйте. Не работает минус-трек, тот что самый последний.

  2. Жорик:

    Клевый урок, но хотелось бы что-то подобное в других тональностях, а не только на фоне аккорда в7.

Добавить комментарий