“Honeysuckle Rose” — уже стала своего рода стандартом среди музыкантов-импровизаторов по всему миру. Гитаристы, играющие цыганский джаз, исполняют аккордовые ходы этой композиции особенно интересно. Ритм-гитарист играет техникой «la pompe» — заводной ритм четвертными нотами, подчеркивающий свинговое звучание.
Сегодня я покажу вам, как справиться с аккордовыми ходами композиции “Honeysuckle Rose”. Также мы разберем соло на прогрессию припева, повторяющуюся дважды. Послушайте аудио к этому уроку. Вы заметите, что помимо четвертей, я время от времени играю восьмые ноты, глуша их ладонью. Чем больше музыки в таком стиле вы будете слушать, тем лучше вы поймете, что такое «la pompe» и как этот ритм можно интерпретировать и применять на практике.
Ноты и табулатуры аккордовой прогрессии и соло, а так же аудиотреки к уроку, Вы можете скачать с помощью этой формы:
Мажорные аккорды — любовь всей жизни
Начнем с ритм-партии, показанной в упражнении 1. Композиция состоит из 32 тактов и характеризуется формой ААВА. Такая форма очень популярна в джазе. Первая секция А наглядно демонстрирует, почему гитаристы, играющие цыганский джаз, так любят мажорные секстаккорды. Вместо Fmaj7 в пятом такте они скорее предпочтут F6 с нотой С в басу — излюбленный ход Джанго Райнхардта (Django Reinhardt).
Немного отклонимся от темы
В шестом такте я применяю технику «отхода в сторону», заменяя Db9 на Gm7. Такой ход можно рассматривать не только как тритоновую замену (между Db и G интервал в три тона), но и как приближение к следующему аккорду (С9) на полтона. Это отличный способ создать напряжение и разнообразить гармонию. Вторая секция А также заканчивается подобными заменами.
Вперед, к солнцу!
Секция В включает в себя подъем от первой ступени к четвертой. Это недиатонический ход. Он предполагает уменьшенный проходящий аккорд и первое обращение аккорда первой ступени (F/A). Схема повторяется для аккорда II7 (G7). Мы спускаемся от V7 к последней секции А.
Упражение 2 — соло. Я постарался вместить в него как можно больше классических фраз, характерных для цыганского джаза. Очень важно соблюдать указанную в табулатуре аппликатуру, а также следовать указаниям по поводу звукоизвлечения. Все это имеет большое значение для цыганского джаза.
Да пребудут с вами сексты
Первая секция А начинается с арпеджио Gm6. Как я уже упоминал, это очень популярный ход. Во втором такте я подхожу к ноте Е (третья доля) с помощью нескольких проходящих хроматических тонов.
Да заглушите же эти струны!
В седьмом такте я применяю перкуссивную технику. Я играю несколько дабл-стопов, чередуя их с приглушенными открытыми струнами. Здесь важно следить за тем, чтобы гармония этих дабл-стопов была слышна постоянно.
Триоли на обед
Следующую фразу я начинаю в последнем такте перед второй секцией А. Триольная фигура состоит в основном из аккордовых тонов с проходящими хроматическими тонами (вторая нота каждой триоли). В ее конце — диатоническая фраза, которая меняет направление и продолжается триольной фигурой из моего собственного арсенала. Вы заметите, что здесь придется неплохо «побегать» туда-сюда по грифу. Такой стиль игры довольно сложен. Он требует умения играть абсолютно все в любом направлении.
Немного бибопа на закуску
Секция В начинается с классической бибоп-фразы в стиле Чарли Паркера (Charlie Parker). Затем мы переходим к аккорду Bb6. Фраза оканчивается триольным ходом, который объединяет два мажорных трезвучия с интервалом в три тона (Bb и Е).
Пусть будет громко
Эту композицию записывали очень многие музыканты. Среди них Quintette du Hot Club de France с Джанго Райнхардтом и скрипачом Стефаном Граппелли (Stéphane Grappelli). Я выбрал несколько особенно удачных аккордов и аранжировал их для гитары. Я позаимствовал фразы, которые играет Джанго во вступлении, ведь они так хорошо ложатся на изменяющуюся прогрессию. По сути, это один и тот же рифф в двух разных октавах.
И снова триоли
Секция В заканчивается приемом, за который я благодарю неподражаемого Чаволо Шмитта (Tchavolo Schmitt). Здесь особенно важно звукоизвлечение. Играйте по схеме «вниз-вниз-вверх» на каждую триоль. Можете, например, извлекать первую ноту каждой триоли даунстроком, а затем переходить сразу к первой струне и следующую ноту играть также даунстроком. Не так просто, но это того стоит.
Классическое звукоизвлечение
Последняя секция А подразумевает классическое звукоизвлечение для цыганского джаза. Такой прием используется очень часто. В первых двух тактах играем арпеджио (G-Bb-D). Мелодия движется вверх по первой струне. Идем дальше, играя в том числе и несколько уменьшенных трезвучий. Звукоизвлекающая рука играет по схеме «вверх-вниз-вниз-вниз».
Не расстраивайтесь, если не сможете справиться с соло с первого раза. Это довольно сложная вещь. Выделите для себя несколько сегментов и отработайте их отдельно. Вы и сами не заметите, как здорово продвинетесь в области такого непростого цыганского джаза!
Впервые слышу про цыганский джаз. Но урок мне очень понравился, скачал ноты.
На вашем сайте есть еще джазовые ноты?
Архив нот пополняется. Найти подходящие джазовые ноты для гитары Вы можете в этом разделе.