Cегодня я покажу вам несколько первоклассных фраз, которые можно играть на фоне аккордовой последовательности классической джазовой композиции шестидесятых годов “Song for My Father” Хораса Сильвера (Horace Silver).
Возможно, кто-то из вас уже знаком с ней и знает, что она отличается расслабленным грувом в духе босса-нова и весьма интересными аккордовыми ходами, которые так любят рок- и блюз-гитаристы, стремящиеся играть джаз.
В первой части (24 такта по схеме ААВ, сгруппированные в три секции по 8 тактов каждая) хорошо звучит соло из блюзовых фраз с большими длительностями нот (это, кстати, беспроигрышный вариант практически в любой ситуации).
На фоне такой прогрессии мне сразу хочется играть что-то в стиле отличного, но, к сожалению, недооцененного публикой и критиками соло Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) в заключительной части хита Дэвида Боуи (David Bowie) “Let’s Dance” (1983 год). Я подумал: «А что бы в данном случае сыграл СРВ?» И мне в голову пришла идея, которую я изобразил на РИС. 1.
В первой части (часть А — такты 1-8) я играю в нижней части грифа, что дает яркое и звенящее звучание. Я придерживаюсь блюзового стиля и основываюсь на пентатонической гамме F минор (F Ab Bb C Eb), которая в структурном плане близка всем известной пентатонике Е минор (E G A B D), с той разницей, что играть ее надо на полтона (на один лад) выше. Это значительно облегчает процесс визуализации аппликатур на грифе.
На первый взгляд может показаться, что я просто перебираю блюзовые фразы, но на самом деле я играю очень продуманно и делаю акценты на определенных нотах. Как правило, это ноты, гармонирующие с соответствующими аккордами. Например, в такте 3 на фоне аккорда Eb13 я задерживаюсь на ноте Bb, являющейся квинтой этого аккорда. В такте 6 на фоне Db13 я акцентирую тонику гаммы F, а это терция данного аккорда. (Терция работает всегда!) В такте 6 я делаю слайд к тонике аккорда C13sus4 (нота С), одновременно исполняющей роль квинты пентатоники F минор. От расположения нот зависит очень многое!
Переходим ко второй части (часть А — такты 9-17). Здесь повторяется прогрессия тактов 1-8. Я сдвигаюсь вверх по грифу, продолжая играть блюзовые фразы в пентатонической гамме F минор, украшая их бендами и вибрато. Также я добавляю к нашей тональной палитре ноту G, что превращает исходную гамму в интересно звучащую гексатонику F минор (F G Ab Bb C Eb). Эта нота является секундой (или ноной) аккорда Fm9 и звучит на его фоне просто отлично. Для аккорда Eb13 нота G является терцией. Я подчеркиваю этот факт бендовыми фразами в тактах 11 и 12.
В бридже (часть В — такты 17-24) я продолжаю активно пользоваться возможностями ноты G на фоне аккорда Eb13 (такты 17 и 18), что напоминает стиль Дики Беттса (Dickey Betts), и, конечно, на фоне аккорда Fm9 в тактах 19 и 20, что сразу вызывает ассоциации с «фирменными» пулл-оффами Джимми Пейджа (Jimmy Page). (Влияние Джимми Пейджа прослеживается также и в такте 12 — это фраза, очень напоминающая его ходы в “Stairway to Heaven”).