Сегодня я хочу попросить вас кое о чем. Перед тем, как вы в следующий раз приступите к записи гитарных партий для какого-либо трека, отложите гитару на время.
Просто отложите ее и послушайте. Внимательно послушайте композицию. А потом прислушайтесь к себе, к своему рассудку, сердцу, душе… Что вы слышите? Я уверен: вы услышите то, о чем даже и подумать не могли. Спросите себя: О чем эта песня? Про что там поется? Можете ли вы как-то дополнить ее тему? Как звучат другие инструменты? Как найти подходящую нишу для гитары, ни с кем не конкурируя?
Я обычно называю этот процесс «настройкой на сессию». Как будто бы вы пишете музыку для кинофильма! Вы обсуждаете с режиссером, куда можно было бы добавить музыкальное сопровождение, как оно должно звучать и какие ощущения оно должно вызывать. Конечно, вы говорите о том, какие инструменты можно использовать, и о том, есть ли необходимость в каком-то одном основном инструменте. (В нашем случае, думаю, совсем не помешало бы звучание, напоминающее крик осла, в те моменты, когда вступает вокалист! ШУТКА!)
Нельзя слепо полагаться на пальцы — они должны делать только то, что им скомандует мозг.
Многие гитаристы играют, опираясь на мышечную память. Такой подход губит всякое творчество на корню. Конечно, старые, добрые фразы — это здорово, и они необходимы для создания определенного стиля, но только стремление к чему-то новому, к дальнейшему развитию стимулирует рост и оживляет вашу игру.
Не будем стоять на месте! Поговорим о технике. Нет-нет, не о технике игры, а о вашем оборудовании. Как насчет звучания? Возможно, именно эта конкретная композиция просит двенадцатиструнную акустику или стратокастер на чистом звуке. А может быть, вас вдохновит старый, казалось бы, ни на что не годный усилитель! Или вам захочется сильно обработанного, практически космического гитарного звука… Просто возьмите другую гитару, и ваше исполнение изменится кардинальным образом.
Именно поэтому я так люблю гитару Line 6 JTV. Она дает мне 29 моделей с неограниченными возможностями для тюнинга.
Подумайте о том, какой усилитель вы хотели бы использовать. А какой микрофон вы возьмете? Ленточный? Динамический? Конденсаторный? А может, это будет комбинация? Как вы приставите его к колонке? На каком расстоянии?
Вам уже доводилось записывать соло или дополнительную гитарную партию при помощи микрофона, перемещающегося по комнате? Нет? Вы просто не представляете, что вы потеряли!
Вы уже автоматически дублируете все партии? А ведь если вы подберете НУЖНУЮ гитару с нужным звуком, она справится и в одиночку, безо всякого дублирования. Дубли — это уже обработка. А обработка… это всего лишь обработка. А как же исполнение? Оно ведь намного важнее! В студии должен царить живой звук. (И не забывайте о том, что самое существенное в написании музыки — это композиция.)
А вдруг вы упустите возможность вложить в музыку частичку себя! Подумайте над этим. В вашем распоряжении так много всего! Пальцевый стиль или игра медиатором, чистый или перегруженный звук, слайд или стаккато, альтернативный строй или каподастр, натуральное или обработанное звучание.
И, конечно, гитарное соло — куда без него! Да? А нужно ли оно вообще? Если вы считаете, что нужно, то опять возникает куча вопросов. Будет ли оно мелодичным или угловатым и диссонансным? Стоит ли играть миллион нот в секунду или лучше сделать его спокойным и минималистичным? А как насчет комбинации? А что, если мы сменим тональность и ритмическую основу, превратив соло в «произведение внутри произведения»? (Мое секретное оружие в последнее время.) Все это делает соло уникальным. И никого больше не тянет зевнуть, слушая вас.
Источник творчества — ваша голова, а никак не руки. Задайте все эти вопросы себе. А если не боитесь, спросите, что думают другие музыканты вашей команды, или музыканты, чье мнение вы уважаете. Работа в таком ключе требует больше времени, но результат того стоит! Обещаю.
До скорого! Хотите получать уроки от Гитаршколы и научиться играть на гитаре? Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гитарные уроки каждый день.
Рон Заброкки (Ron Zabrocki) — сессионный гитарист из Нью-Йорка, в настоящее время живет в штате Коннектикут. Рон о себе: «Я впервые взял в руки гитару, когда мне было 6 лет. Тогда я сразу начал пытаться читать и играть с листа. Именно так я и научился играть, ведь я был уверен в том, что так начинали все!
Через несколько лет я уже мог сыграть с листа практически все, что угодно, и это очень помогло мне в моей будущей карьере сессионного музыканта. Я брал уроки у всех, кто мне попадался, и мне во многом повезло: у меня были замечательные преподаватели, среди них Джон Скофилд (John Scofield), Джо Пасс (Joe Pass) и Алан ДеМосс (Alan DeMausse). Мне довелось принять участие в очень и очень многих сессиях в качестве гитариста, и сейчас я уже не только играю на них, но время от времени сам их организую.
Я писал музыку по заказу (не буду называть клиентов по именам), но ведь я получал за это деньги, а тем, для кого я писал, доставалась слава — все остались в выигрыше. Сессии, на которых я играл, охватывают всю палитру стилей — от поп-музыки до джаза».