На предыдущих уроках мы уже говорили о технике звукоизвлечения Мерла Трэвиса (Merle Travis) — ее часто называют «трэвис-пикинг» — и о сходных с ней техниках, применяемых в композиции “El Vaquero” с моего альбома It’s Never Too Late.
Сегодня мы вновь коснемся этой техники. На этот раз примером послужит “T.E. Ranch” с того же альбома.
Я очень часто пользуюсь техникой трэвис-пикинга, когда басовые ноты аккорда извлекаются на трех нижних струнах большим пальцем, а мелодические линии — на трех высоких струнах указательным или средним пальцами (или обоими одновременно). Самое сложное в этом — сохранение ритма.
Некоторые элементы мелодии приходятся на сильные доли и совпадают с басовыми нотами, а некоторые — на слабые доли, попадая в промежутки между басовыми нотами. Чтобы четко определить мелодическую линию композиции (как в ритмическом, так и в артикуляционном плане), нужно подойти к делу внимательно и со всей серьезностью, поэтому прорабатывайте каждый такт медленно и аккуратно.
Идея этой мелодии пришла мне после просмотра документального фильма о Уильяме Коди (William Cody), также известном как Буффало Билл (Buffalo Bill). Судя по всему, у него было ранчо в штате Вайоминг, которое он называл TE Ranch. Когда я услышал об этом, я сразу подумал: а ведь это отличное название для песни! Буффало Билл расшифровывал аббревиатуру «TE» как «trail´s end» (в переводе на русский — «конец тропы»). Надеюсь, это не повлияет на мою карьеру негативно!
Эта композиция довольно сложна для исполнения. На РИС. 1 изображена схема четырехтактного вступления и восьмитактного куплета. Во вступлении и в начале куплета я чередую аккорды Asus2 и F#m7add4. Их аппликатуры очень похожи — чтобы получить аккорд F#m7add4, я просто добавляю басовую ноту F#. Я зажимаю ноты Е и А на третьей и четвертой струнах средним и указательным пальцами соответственно. Так я освобождаю безымянный палец и мизинец для игры мелодических нот.
В такте 5 я играю по открытым пятой и третьей струнам одновременно, затем делаю хаммер-он на ноту А (второй лад третьей струны) указательным пальцем. Далее следует хаммер-он безымянным пальцем от открытой второй струны к ноте C# на втором ладу. В следующем такте безымянный палец делает пулл-офф от ноты F# к ноте Е на первой струне. Помните о том, что басовая линия должна проходить сквозь все эти мелодические хаммер-оны и пулл-оффы!
На РИС. 2 вы видите схему припева. Здесь я начинаю с баррэ указательным пальцем на седьмом ладу четырех верхних струн. На первой струне я делаю хаммер-оны и пулл-оффы, образующие мелодическую линию. Сделать так, чтобы все эти ноты звучали чисто и попадали в ритм, не так-то просто. В тактах 5-7 я сохраняю суть мелодии, меняя при этом аккордовую прогрессию и завершая ее необычным аккордом Fmaj7-6/C. Для этого я зажимаю средним пальцем две ноты одновременно на третьем ладу: ноту С на пятой струне и ноту F на четвертой струне.