Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Весьма неприятным сюрпризом для начинающего блюзового гитариста может быть джем, участники которого предпочитают играть блюз, больше похожий на джаз. О блюзе написано уже очень много. Но что, если вы имеете дело с джазом? Есть ряд композиций, которыми джазовые музыканты активно пользуются, и некоторые из этих композиций можно даже назвать контрафактом. Контрафакт — это композиция, основанная на клишированном наборе аккордов. Такая практика получила распространение в эру бибопа, когда музыканты стремились повысить свой уровень, играя на фоне знакомых аккордовых прогрессий. Так они придумывали новые мелодии на последовательности из своих любимых композиций.

Думаю, что блюзовую прогрессию тоже можно считать контрафактом, ведь на ней основано так много музыки! Другие известные джазовые композиции, ставшие источником вдохновения для бессчетного количества контрафактов, это “Cherokee”, “All the Things You Are”, “Giant Steps” и конечно, “I Got Rhythm”, На этой классике Гершвина базируется так много мелодий, что эта прогрессия стала известна, как смены «ритма».

Прогрессия состоит из двух основных секций, А и В. Секция А более сложна, потому что ее гармонический ритм чуть более быстр — два аккорда на такт. Часто она играется в высоком темпе. Секция В намного легче — каждый аккорд длится два такта. Многие джазовые музыканты вносили в эту прогрессию свои изменения, но схема, которую вы найдете внизу, является общепризнанной версией и основой для наших примеров.

Джазовые аккорды

Секцию А можно представить как последовательность I-VI-IIm-V, а секцию В как Bbmaj7-G7-Cm7-F7. Пример 1 покажет, как джазовый гитарист может воспользоваться этой прогрессией. Я играю трезвучие Bb (Bb-D-F) на фоне Bb, арпеджио G7b9 (G-B-D-F-Ab) на фоне G7 и связующие аккордовые тона на фоне аккордов Cm7 и F7. Идея очень проста, но для того, кто играет исключительно блюз, эта задача все же может показаться довольно сложной.

трезвучие Bb и арпеджио G


Пример 2 очень похож на то, что мы играли только что, но здесь мы сдвигаемся вверх по грифу. Но и в данном случае мы играем в основном аккордовые тона и уменьшенные арпеджио для обрисовки звучания 7b9.

Ритмические смены в джазе


Ритмические смены можно также хорошо обыгрывать в блюзовом духе. В Примере 3 мы пользуемся блюзовой гаммой Bb (Bb-Db-Eb-E-F-Ab). Кто-то скажет, что эти ноты не ложатся на аккорды, но золотое правило музыки гласит: если что-то звучит хорошо, значит, оно имеет право на жизнь. Если вам нравится — играйте!

Блюзовая гамма


Пример 4 содержит глубокие бенды и слайды. На переходе к третьему такту я играю бенд в духе кантри. Мы основываемся на минорной пентатонике Bb (Bb-Db-Eb-F-Ab) с элементами блюзовой гаммы и b5 (E).

Блюзовые упражнения для гитары


Пример 5 предполагает идею напряжения и расслабления. Первый такт — это мажор, второй — минор, далее опять мажор и опять минор. Это дает действительно блюзовое звучание. Во втором такте я играю несколько дабл-стопов.

Минор и мажор в блюзе


В Примере 6 также присутствует мажорно-минорная тема, но на этот раз мы чередуем мажорную пентатонику Bb (Bb-C-D-F-G) и минорную пентатонику Bb (Bb-Db-Eb-F-Ab). Триольная пробежка может оказаться сложной, поэтому тренируйте ее медленно.

Блюзовые упражнения для гитары с триолями


Секция В тоже имеет свои сложности. Частота смен снижается, но низкая скорость означает, что ноты, которые не подходят к аккордам, будут особенно заметны. Основная задумка Примера 7 в том, что простая идея проходит через ряд доминантсептаккордов. Начнем с аппликатуры вида “E” системы CAGED и сместим ее вверх и вниз по грифу, чтобы обрисовать аккорды D7, G7, C7 и F7 соответственно.

Табулатуры для гитары упражнения на блюз


В Примере 8 эта идея повторяется, но в данном случае мы концентрируемся на одной области грифа. На фоне D7 мы играем в аппликатуре “E”, которая разрешается в аппликатуру “A” (также на 10 ладу) аккорда G7. Затем смещаемся на два лада вниз и обыгрываем аккорды C7 и F7. Как и в предыдущем примере, завершаем разрешением в фразу минорной пентатоники Bb.

Джазовые упражнения для электрогитары


В Примере 9 вы наверняка заметите влияние творчества Клэптона (Clapton) и СРВ (SRV). На фоне D7 играем минорную пентатонику D (D-F-G-A-C), после чего сдвигаемся к фигуре, основанной на мажорной пентатонике G (G-A-B-D-E). На фоне С7 переходим к С-миксолидийскому ладу (C-D-E-F-G-A-Bb) и F-миксолидийскому ладу (F-G-A-Bb-C-D-Eb) на F7, а затем — к блюзовым ходам Bb.

Фразировки для гитары


Ни одна статья о бибопе не будет полной без элементов дублирования (Пример 10). Фраза довольно проста. Большая ее часть основана на гамме миксолидийского лада с добавленной b3. Украсим ее С-лидийским доминантным ладом (C-D-E-F#-G-A-Bb) на C7 и F-суперлокрийским ладом на F7 (F-Gb-Ab-A-B-Db-Eb), за чем последует разрешение в Bbmaj7.

Это все не для слабонервных, но очень увлекательно!

Скачать ноты в стиле бибоп

Похожие уроки:

Оставить комментарий

Ваш инструмент:
Актуальное
Популярное