Думаю, среди гитаристов найдется немало поклонников великого Джими Хендрикса (Jimi Hendrix), творчество которого вдохновляло и до сих пор продолжает вдохновлять музыкантов, играющих во всех стилях. Джазовые гитаристы — не исключение.

Хендрикса по праву называют одним из лучших импровизаторов в роке. Но помимо этого он оставил свой неизгладимый след и в сфере гармоний. Существует даже аккорд, носящий его имя.

Аккорд E7#9, встречающийся в композиции «Purple Haze», — очень важный компонент стиля Хендрикса. Неспроста многие называют его «хендриксовским» аккордом!

Сегодня мы поговорим о том, как этот аккорд можно применять в джазовом контексте. При этом мы будем слегка менять его форму, чтобы сделать его звучание еще более джазовым.

Джазовые «хендриксовские» аккорды

Вот четыре аппликатуры, с которыми вы сегодня познакомитесь.

  • Первая — это «хендриксовский» аккорд E7#9 в классическом виде, а остальные три — это его джазовые вариации. Первая джазовая аппликатура характеризуется отсутствием тоники.
  • Вторая также не содержит в себе тонику, помимо этого добавляя пятую ступень на первой струне. Таким образом мы получаем аккорд из четырех нот без тоники.
  • Третья аппликатура включает в себя ноту b13, поэтому аккорд принимает форму E7#9b13. Тоника здесь также отсутствует.

Аккорды, которые чаще всего использовал Джими Хендрикс

Сначала потренируйте все эти аппликатуры, пусть ваши пальцы привыкнут к ним. Только после этого есть смысл переходить к практическим упражнениям, описанным ниже.

Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 1

Вы познакомились с аппликатурами этого аккорда, теперь дело за малым — научиться применять его на практике. Я привел три примера минорной аккордовой прогрессии ii-V-I, в каждом из которых «хендриксовский» аккорд используется для обрисовки аккорда V7alt.

Первый пример — это стандартный аккордовый рифф, основанный на аккордах 7#9 (без тоники) и 7b9. Они построены на базе классической аппликатуры «хендриксовского» аккорда.

На фоне Am7 мы играем аппликатуру аккорда AmMaj7 (ноты G#-C-E). Этот ход очень распространен в джазе.

Джазовый "хендриксовский" аккорд

Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 2

В следующем примере мы добавляем четырехнотные аппликатуры с пятой ступенью к той же самой прогрессии. При этом мы играем распространенный джазовый ритм, чтобы изменения звучали еще естественнее.

Использование аккордов Хендрикса

Джазовый «хендриксовский» аккорд, пример 3

И в заключение предлагаю вам интересный рисунок для аккомпанемента, который объединяет четырехнотный 7#9b13 и аккорд 7#9. Это придает фразе особую гибкость при переходе от V7alt к Im7 в данной прогрессии (ii-V-I минор).

Аккорды Хендрикса в джазе

Разобравшись с этими примерами, попробуйте придумать собственные фразы и ходы с использованием «хендриксовского» аккорда и его вариаций.

Также советую вам поиграть аккомпанемент к своей любимой джазовой композиции, вставляя при этом «хендриксовский» аккорд и его вариации каждый раз, когда вам встречается аккорд V7. Так вы научитесь применять его в импровизациях и в студии.

Вам понравились джазовые «хендриксовкие» аккорды? А может, у вас появились вопросы? Тогда оставляйте свои комментарии под статьей! А всем новичкам, кто попал на Гитаршколу впервые, я рекомендую подписаться на ежедневную рассылку уроков гитары.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

  1. Андрей:

    У Хендрикса лучшие джазовые аккорды для гитары, которые я использую.

  2. анатолий:

    отличный урок, надо продолжать

Добавить комментарий