Гитара как музыкальный инструмент дает нам много возможностей. Например, одну и ту же ноту можно извлечь огромным количеством разных способов. Это пальцевое звукоизвлечение, медиаторная атака, хаммер-оны и пулл-оффы, слайды вверх или вниз, бенды и бенды с возвратом, тэппинг, рычаг и даже смычок. И этот список далеко не полон. У каждого способа свое уникальное звучание, и пользуясь ими, вы делаете свою игру уникальной.
Чем больше я занимаюсь слайд-гитарой, тем больше я замечаю, что мне хочется играть интересные слайдовые фразы даже и без слайда. Этим, конечно, уже никого не удивить. Джефф Бек (Jeff Beck), Майкл Ли Феркинс (Michael Lee Firkins) и Джимми Херринг (Jimmy Herring) — хотя последний вдохновляется, скорее, звучанием губной гармоники — часто используют такой прием.
Сегодняшние упражнения мы будем играть без рычага, поэтому все будет зависеть только от ваших пальцев. Далеко не все пользуются рычагом (представьте себе, существуют даже гитары с фиксированным бриджем!), да и научиться извлекать из своего инструмента как можно больше никогда не повредит.
Все эти фразы — в тональности Bb и основаны на ритме «шаффл«. Логичнее всего было бы играть их в Bb-миксолидийском ладу (Bb-C-D-Eb-F-G-Ab), но я предпочел более минорное звучание. Так я пришел к миксолидийскому ладу с пониженной третьей ступенью, который можно рассматривать как дорийский лад. Наша цель — играть все интервалы осознанно, понимая, как с ними обращаться.
Упражнения со слайдами и бендами:
Упражнение 1 начинается с классической фразы в минорной пентатонической гамме, содержащей бенд от четвертой ступени к пятой. Затем идет слайд к пятой и бенд к пониженной седьмой ступени. Исполняя подтяжку на три лада, уделите особое внимание точности. Этой ноте вполне можно добавить вибрато, но в целях наглядности я решил обойтись без него. Вторая половина упражнения демонстрирует все преимущества мелодичного смещения вниз или вверх по струне.
Упражнение 2 тоже играется на одной струне и включает в себя несколько слайдов между тоникой, пониженной третьей и пониженной седьмой ступенями. При этом важно не выбиться из ритма. В конце каждой фразы вы заметите блюзовые ходы. Здесь не нужно торопиться с бендом. Позвольте ноте прозвучать, и лишь когда она начнет затихать, сделайте подтяжку.
Я постарался сделать так, чтобы фраза в упражнении 3 напоминала звучание Джимми Херринга, играющего в стиле Дерека Тракса (Derek Trucks). Ее изюминка — слайд, переходящий в бенд. Это не так просто, как кажется, поэтому тренируйтесь медленно. Подобные ходы требуют времени. Затем мы спускаемся по минорной пентатонической гамме Bb (Bb-Db-Eb-F-Ab) и переходим в пентатонику Bb мажор. Особенно важна последняя нота. Она играется слайдом от тоники к шестой ступени. Я частенько заканчиваю фразы слайдом к пониженной седьмой ступени, но шестая ступень придает особенно интересный окрас.
На фразу упражнения 4 меня вдохновил шотландский гитарист Лайл Уатт (Lyle Watt). (Его альбом стоит приобрести!) После вступительного хода мы делаем плавный бенд от четвертой к пятой ступени, а затем — слайд и бенд к пониженной седьмой ступени. Подобные вещи звучат очень здорово. Так сыграть можно только на струнном инструменте, коим гитара, к счастью, и является. (Простите меня, господа клавишники!)
Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать с помощью этой формы:
Упражнение 5 — фраза в духе Би Би Кинга. Ее конец похож на то, что мы играли в упражнении 1, но на октаву выше. Сделайте бенд от тоники к девятой, а затем к пониженной третьей ступени и отпустите его. Этот ход часто можно услышать у Дэвида Гилмора (David Gilmour) и Альберта Кинга (Albert King).
Упражнение 6 определенно навеяно творчеством великого Дерека Тракса. Делаем слайд от пониженной седьмой ступени к тонике, пулл-офф к пониженной седьмой ступени и бендом возвращаем ее к тонике. В конце фразы делаем слайд на второй струне в рамках комбинации из дорийского и миксолидийского ладов. Послушайте Тракса. Вы заметите, как часто он играет такие вещи на одной струне, поэтому стоит поэкспериментировать с ними.
Упражнение 7 начинается довольно высоко, но мы заберемся еще выше. Вновь делаем слайд, переходящий в бенд. На этот раз от девятой к пониженной третьей ступени. Затем идем вниз к тонике и играем бенд в духе Гилмора и Кинга (см. упражнение 5), но на октаву выше.
В заключение приведу минус, под который вы можете поэкспериментировать сами. Помните: главное — не просто механически повторить и заучить все эти фразы, а адаптировать их и научиться встраивать их в свою игру.
Не забывайте подписываться, чтобы научиться играть на гитаре самостоятельно.
При попытке купить упражнения появляется надпись «MONETIZATOR: Your key expired!»
Почему?
Здравствуйте. Спасибо за замечание, в течение дня починим..
Вроде бы все наладили. Пробуйте.
Сейчас как раз осваиваю слайд на гитаре. Купил ваш урок и не пожалел, очень полезные упражнения.