В шестидесятые годы популярность рок-музыки росла как на дрожжах. Это вдохновляло молодых музыкантов на эксперименты с музыкальными формами и значительно раздвинуло границы того, что представлялось возможным.
Сейчас сложно сказать, что конкретно стало точкой отсчета, от которой ведется история прогрессив-рока, но очевидно то, что творчество Beatles, Rolling Stones и Боба Дилана (Bob Dylan) породило разнообразную и постоянно расширяющуюся музыкальную палитру, ставшую источником вдохновения для молодых групп, игравших в этом стиле. Это были Pink Floyd, The Moody Blues, Soft Machine, Procol Harum, Frank Zappa’s Mothers of Invention и многие другие.
С того времени каждое новое десятилетие несло с собой дальнейшее развитие прогрессив-рока.
Эта музыка достигла пика своей популярности в семидесятые годы, а в восьмидесятые и девяностые свет увидели такие группы, как Styx, Rush, Marillion, Dream Theater, Queensrÿche, Porcupine Tree, Tool и Opeth. За ними последовали Coheed and Cambria, the Mars Volta, а затем и Periphery и Animals As Leaders.
Сегодня я предлагаю вам поразмышлять о характерных особенностях некоторых известных прогрессив-рок-групп шестидесятых-семидесятых годов, в частности Yes, Genesis, Jethro Tull, Gentle Giant, King Crimson, Rush, The Dixie Dregs, и Emerson, Lake and Palmer.
Яркие представители прог-рока
В своей основе прогрессив-рок строится на сочетании агрессивного звучания блюз-рока и психоделического рока, ставшего популярным благодаря Cream, Jimi Hendrix Experience, Jeff Beck Group и Led Zeppelin, и инструментальных вставок и тем, напоминающих о классической музыке. Примером здесь может служить творчество таких британских коллективов, как Deep Purple, The Moody Blues и Yes.
Стив Хау (Steve Howe), гитарист Yes, удачно комбинировал классику и джаз с роком, и теперь мы имеем возможность наслаждаться потрясающими гитарными партиями альбомов The Yes Album, Fragile и Close to the Edge. На РИС. 1 вы видите фразу из вступления к классической композиции Yes “Roundabout”.
Она начинается с натуральных флажолетов (natural harmonics — N.H.) на двенадцатом ладу (для их извлечения слегка прижмите пальцем левой руки указанные струны прямо над порожком лада). Далее играем легато: хаммер-оны, пулл-оффы и слайды. Это дает эффект звучания скрипки. В конце фразы — арпеджио аккорда Em(add2). Басист и гитарист группы ELP (Emerson, Lake and Palmer) Грег Лейк (Greg Lake) использовал тот же подход во вступлении к “From the Beginning”.
Genesis — еще одна британская прогрессив-рок-команда, образованная в 1967 году, но ставшая известной только в 1972, благодаря альбому Foxtrot. Немного мрачноватый масштабный трек этого альбома “Watcher of the Skies” начинается с необычных аккордов, исполняемых на органе.
Первые восемь тактов РИС. 2 представляют собой аналогичную прогрессию, включающую Bmaj9#11, G#maj7/A и Bbm7b5. Все эти аккорды очень нехарактерны для привычной нам рок-музыки. В такте 9 начинается тема. Она строится на аккорде sus, на фоне которого играется синкопированная фигура с педальным тоном. Размер этой фигуры 5/4. Необычные размеры — тоже важная особенность звучания прогрессив-рока.
Источником вдохновения для Jethro Tull и лидера группы — мультиинструменталиста и музыкального гения Яна Андерсона (Jan Anderson) стал блюз и тяжелый рок, а также национальная английская и кельтская музыка. Второй альбом группы Stand Up уже стал классикой. Не в последнюю очередь благодаря мощной “A New Day Yesterday”. На РИС. 3 — рифф в размере 12/8.
Третий альбом Tull Benefit, вышедший в 1970 году, тоже относится к величайшим достижениям команды. Один из его хитов — композиция “To Cry You a Song”, которую открывает гармонизованная модальная мелодия, украшенная грегорианскими напевами. Фигура на РИС. 4 очень похожа на гармонизованную часть этой мелодии. Ее можно исполнить на одной гитаре.
В 1970 году были сформированы Gentle Giant — команда, в состав которой вошли британские виртуозы-мультиинструменталисты. Альбом 1972 года Octopus принес ребятам успех и признание критиков. За ним последовал еще один шедевр In a Glass House, увидевший свет в 1973 году. Вступление к заглавному треку — это многослойная музыкальная тема, точнее целая коллекция тем и ритмов. Гитарную партию можно увидеть на РИС. 5. Обратите внимание на смену размеров: от 4/4 к 9/8 и обратно.
Говоря о прогрессив-роке, ни в коем случае нельзя забывать и о King Crimson с Робертом Фриппом (Robert Fripp) на гитаре. Дебютный альбом группы In the Court of the Crimson King (1969 год) — это подборка хитов прог-рока, во главе которой “21st Century Schizoid Man”. На середине трека группа резко переключается на сложную мелодическую линию, которую поддерживают все инструменты группы. Аналогичная линия представлена на РИС. 6. Она построена на скоростной блюзовой фразе в гамме G в сочетании с синкопированными арпеджио С9.
Композиция “From the Beginning” команды Emerson, Lake and Palmer, которую мы уже упоминали выше — замечательный пример акустического звучания гитары Грега Лейка. На РИС. 7 вы найдете похожую аккордовую прогрессию. Следите, чтобы все ноты звучали как можно дольше.
Заглавный трек второго альбома ELP Tarkus — краеугольный камень истории прог-рока. На РИС. 8 — фигура из интервалов в кварту, похожая на открывающую тему композиции. Изначально ее играли на органе и электрическом басу.
Ребята из Canada’s Rush тоже черпали вдохновение из прог-рока. Хороший пример этому — инструментальная “YYZ”. Нечто похожее вы увидите на РИС. 9.
И на десерт — пример в духе Dixie Dregs и великого Стива Морса (Steve Morse). РИС. 10 — это гремучая смесь рока, блюза, свинга и блюграсса. Итог — энергичная фраза с сочными пулл-оффами и нотами на открытых струнах.