Отличная фраза всегда радует слух гитариста — будь то соло Джимми Пейджа (Jimmy Page) в “Whole Lotta Love” или новаторские ходы Марка Нопфлера (Mark Knopfler) в “Sultans of Swing”.
Такие моменты всегда заставляют нас навострить уши и прислушаться повнимательнее.
А иногда бывает даже так, что услышанное само собой пробирается в наше подсознание, и вот, мы уже играем ту или иную фразу вновь и вновь, говоря себе при этом: «Где-то я уже это слышал… Но вот где?..»
Фразы такого уровня стали уже своего рода иконами для многих. И как великий писатель всегда находит нужное слово, великие гитаристы всегда имеют наготове ту самую фразу в тот самый момент, чтобы предельно точно выразить свои ощущения.
Великие писатели составляют из этих слов литературные шедевры, а из-под «пера» (или в данном случае медиатора) великих гитаристов выходят живые и эмоциональные музыкальные фрагменты.
Вне зависимости от того, в каком стиле вы играете, фразы, о которых мы будем говорить сегодня, будут вам полезны. Проработайте их и включите их в свой арсенал, чтобы в нужный момент воспользоваться ими.
5 лучших блюзовых фраз
Это будут фразы в духе Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker), Джонни Винтера (Johnny Winter), Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), Элмора Джеймса (Elmore James) и Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). К каждой из них мы добавим немного теории и дадим совет по исполнению.
1. Ти-Боун Уокер
• Происхождение: Эта блюзовая фраза в чикагском стиле принадлежит Ти-Боун Уокеру.
• Теория: Фраза основана на блюзовой гамме А (A-C-D-Eb-E-G). Квинта (Е) и большая терция (С#) обыгрываются здесь хроматически.
• Совет по исполнению: Фраза написана в размере 12/8, но она состоит из восьмых нот, которые можно сгруппировать, например, в триоли в размере 4/4, что придаст звучанию плавности.
2. Стиви Рэй Вон
• Происхождение: Возможно, “The Sky Is Crying” и принадлежит Элмору Джеймсу, но в 1991 году Стиви Рэй Вон в буквальном смысле дал этой композиции вечную жизнь, выпустив ее в составе одноименного альбома. Этот бриллиант техасского блюза — дань памяти Джеймсу.
• Теория: Фраза основана на пентатонической гамме С минор (C-Eb-F-G-Bb).
• Совет по исполнению: Сделайте бенд на первой струне от ноты F к ноте G. При этом пусть ваш большой палец обхватит гриф полностью и коснется шестой струны — это даст дополнительный эффект рычага, что особенно полезно в том случае, если вы, как и СРВ, предпочитаете толстые струны.
3. Джонни Винтер
• Происхождение: Блюзовый гитарист Джонни Винтер был по совместительству очень неплохим шреддером. В данном случае Винтер позаимствовал фразу для губной гармошки у Джеймса Коттона (James Cotton).
• Теория: Пониженная седьмая ступень (G) плавно переходит к тонике (А) — сильная доля второго такта — через пониженную пятую ступень и повышенную девятую ступень (B# [C]).
• Совет по исполнению: Бенд на полтора тона в начале фразы потребует от вас определенного усилия, но старайтесь не перенапрягаться при этом и играть расслабленно.
4. Элмор Джеймс
• Происхождение: Большинство своих фраз Элмор Джеймс заимствовал у представителей дельта-блюза, например, у Роберта Джонсона (Robert Johnson) или Сон Хауса (Son House). Наша сегодняшняя фраза очень напоминает “Take Me Where You Go” с альбома Джеймса Dust My Broom.
• Теория: Обратите внимание на элегантный переход в области терции — от ноты С к C#. Это больше похоже на подход пианиста, играющего блюз, ведь гитарист предпочел бы сделать бенд.
• Совет по исполнению: Играйте медиатором, максимально расслабляя при этом запястье звукоизвлекающей руки.
5. Джими Хендрикс
• Происхождение: Эту фразу Роберт Джонсон играл слайдом в “Come on in My Kitchen”, а Джими позаимствовал ее и сделал ее знаменитой, сыграв ее во вступлении ко всем известной композиции «Red House».
• Теория: Основа здесь — блюзовая гамма В (B-D-E-F-F#-A). Во втором такте Хендрикс добавил хроматизма за счет большой септимы (A#[Bb]).
• Совет по исполнению: Бенды в первом такте можно украсить глубоким вибрато. Чтобы фраза запела по-настоящему, придерживайтесь ритма.