Приветствую всех читателей Гитаршколы. Мы продолжаем курс прогрессивной техники игры на гитаре. И так как мы затронули эволюцию гитарного исполнительского мышления, хотелось бы поведать Вам, какую роль гитара получила в джазе.

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления — джаз.

Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях — блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место- будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз.

Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре (бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и рок-музыки. Постараюсь в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

Интонирование в блюзах выходит за пределы равномерно-темперированного строя. Некоторые звуковысотные элементы блюзового лада, по-видимому, относятся к более ранней музыкальной системе, которую вывезенные из Африки негры, отчасти сохранили в своём творчестве.

Быть может поэтому некоторые блюзовые гитарные приёмы так напоминают технику игры на индийском ситаре, музыкальный язык которого относится к древнейшим формам. Пытаясь выразить свои чувства в музыкальных образах, негры интуитивно находили исполнительские приёмы, которые могли отражать их состояние души.

Однако нельзя отрицать, что в какой то мере происходил и обратный процесс, т.е. влияние европейской народной гитарной школы на формирование североамериканского музыкального (зыка.

2 Блюзовое ритмическое мышление основано на своеобразной синкопированной пульсации. Этот ритмический базис стал фактически атрибутом всех направлений и стилей джаз, рок-музыки. Африканские ганцы, первобытные религиозные обряды остались в подсознании американских негров в виде особого чувства ритма, которое в различных формах, отразилось при игре на европейских музыкальных инструментах, в том числе и на гитаре.

3 Ещё одним неотъемлемым элементом блюза является его импровизационная форма, которая также своими корнями уходит в глубокую древность. Импровизация присуща практически всем народным музыкальным жанрам (фламенко, восточной музыке, цыганской и т.д.).

В блюзе импровизация стала той движущей силой, которая способствовала развитию ладово-гармонических музыкальных форм и исполнительско-технического мастерства. С ростом инструментального исполнительского уровня, музыканты, стремясь отойти от стандартных импровизационных фраз, постепенно расширяли гармоническую и ритмическую основы.

Менее чем за 3/4 века, гармония в джазе прошла путь от основных 3-х аккордов, до атональной ладовой системы. И хотя современная джазовая импровизация является профессиональным музыкальным элементом, требующим теоретической подготовки и высокого технического мастерства, в ней всегда присутствует фундаментальная основа блюзовой лексики.

Таким образом в блюзе выработались специфические приёмы игры на гитаре, которые получили дальнейшее развитие в последующих стилях: в джазе и роке.

Хотелось бы ещё кратко остановиться на наиболее распространённых джазовых направлениях, которые заметным образом повлияли на развитие гитарного исполнительства.

Традиционный джаз

В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических.

Существенно развилась аккордовая техника благодаря использованию обращённых форм, для разнообразия и своеобразного голосоведения коротких аккордовых соло. Чуть позже, в чикагском стиле, гитаристы стали использовать некоторые замены аккордов, усложняя гармонию.

Гитаристы чикагского джаза, в частности — Э. Лэнг, создали тот джазовый стиль игры медиатором, который в будущем стал преобладающим.

Период свинга

На рубеже 30-х годов в джазовой музыке начали появляться элементы, ставшие впоследствии характерными для нового стиля — свинга, в период которого произошли изменения в судьбе гитары, а именно, — появление электрогитары. Значение этого события в истории трудно переоценить.

Изобретение электрогитары явилось импульсом к возникновению новых гитарных школ и направлений. С этого периода начинается новая система отсчёта в эволюции гитарного исполнительского мышления.

Основоположниками электрогитарной школы игры стали два выдающихся гитариста: Ч. Кристиан и Дж. Рейнхард, которые своим творчеством показали огромные возможности, по существу, нового инструмента.

Гитаристы периода свинга, помимо технической школы, существенно развили и гармоническое, импровизационное мышление, в полном объёме ввели в гитарную лексику классическую джазовую фразировку, послужившей основой в последующих стилях, в современном джазе.

Современный джаз

Естественное стремление музыкантов выйти за рамки привычных стилевых штампов, постепенно привело к появлению новых направлений и стилей джаза (би-боп, хард-боп, прогрессив, кул, босса нова, модальный джаз и др). Все эти стили объединены под общим термином — современный джаз.

Усложнение гармонии, ритма, поиск новых ладотональных отношений привели джазовую музыку к высшей стадии развития. Если для того чтобы играть на гитаре блюз или ранний джаз достаточно было знать «несколько аккордов и импровизационных фраз», то современные стили требовали высокого мастерства владения инструментом, а также знание законов гармонии и теории импровизации.

Именно в период современного джаза, с конца 40-х годов по настоящее время, гитарное исполнительство достигло той зрелости, при котором стало возможным исполнение законченных сольных произведений. Выдающийся гитарист Дж. Пасс первым в истории джазовой гитары записал всю пластинку без сопровождения других инструментов, тем самым довёл исполнительские возможности электрогитары до уровня классической гитары.

Вполне естественно, что современный джаз, ставший профессиональным жанром, постепенно становился недоступен для восприятия основной массе рядовых, непосвящённых слушателей. Как раз в этот период стали возникать ансамбли, которые играли музыку в очень простой форме старых блюзов, но используя современные (по тем временам) электронные инструменты. Именно эти ансамбли стали основоположниками новой музыкальной культуры — рок-музыки.

Но о рок-музыке я расскажу Вам на следующем занятии.

  1. Елена:

    Замечательная, подробная статья! Давно интересуюсь истоками и становлением джаз-рока. Почерпнула кое-что для себя.

  2. Вася:

    Добавьте пожалуйста больше простых джазовых уроков на гитаре)

  3. Денис:

    Интересный материал. Основы джаза необходимо знать каждому джазовому гитаристу и музыканту.

Добавить комментарий