Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Наверное было бы неразумно сравнивать джаз-рок и фьюжн 70-х с постгранджевой музыкальной технологией середины 90-х. Сегодняшнее поколение звезд довольствуется песенками, риффами и простыми аккордами, в то время как пионеры стиля фьюжн сочиняли эпические композиции и пытались достичь исполнительского совершенства.
Действительно, если упомянуть в одном ряду имена Ди Меолы и Кобейна, это может вызвать только кислую гримасу. Как сильно изменяются вкусы всего за пару десятилетий.
Слияние джаза и рока произошло в конце 60-х в результате экспериментов ведущих популярных исполнителей. Рокеры пытались найти новые звучания, ту же цель преследовали и некоторые молодые джазмены. В результате боповые мелодии обогатились роковым саундом и ритмикой.
На поп-сцене появились такие группы как «Blood, Sweat & Tears «, «Sly & The Family Stone», «Chicago» и «Electric Flag», которые экспериментировали со звучанием джазовых медных духовых инструментов. Даже «Cream» считались почти джазовой командой, только потому, что на концертах музыканты позволяли себе длинные импровизации.
Среди первых шедевров этого направления были альбомы Майлса Дэвиса «In a Silent Way» и «Bitches Brew» (оба с участием Джона Маклафлина). В начале 70-х благодаря усилиям Корпела, Маклафлина, Карлоса Сантаны и некоторых других гитаристов (среди которых Джерри Хан и Джон Аберкромби) джаз-рок окреп и стал одним из самых заметных музыкальных явлений десятилетия.
Альбом Ларри Корпела «Spaces» (1970), в записи которого принял участие и Джон Маклафлин, стал ярким событием для раннего периода фьюжн. Хотя гитаристы играли с чистым звуком, вы сразу обратите внимание на то, как они экспериментируют с откровенно роковыми текстурами и ритмами, причем не только в заглавной композиции.
Гораздо более масштабными стали альбомы «Inner Mountain Flame»(1972) и «Birds Of Fire»(1973), которые Джон Маклафлин записал со своим составом «Mahavishnu Orhestra». Они стали монументальным воплощением самого понятия джаз-рок.
Джазовой полуакустической гитаре Маклафлин предпочел модели фирмы «Gibson Les Paul Custom» и двухгрифовую «Е5-1275», которые звучали через усилитель «Marshall». Эффект был просто революционным, не говоря уже о поразительной гитарной технике исполнителя. Для исполнения джаза требуется качественное гитарное оборудование, как раз такое Вы можете найти на репетиционной базе Москвы — Under The Ground.
Более чем за 10 лет до появления уникума по имени Ингви, Маклафлин продемонстрировал виртуозное владение инструментом и во многом предопределил лицо современной гитарной музыки. Он и по сей день сохраняет ведущие позиции среди гитаристов стиля фьюжн.
Начинал играть джаз-рок по самоучителям Маклафлина. Русскоязычной версии я так и не нашел, но по табам легко во всем разобрался.
The Animals писали ну очень годный джазовый рок. Не их ранние композиции — они немного бедны в музыкальном плане, так как рассчитаны на широкую публику, а именно записи Эрика Бердона семидесятых годов. Советую послушать если кто не слышал. Нигде больше и никогда не слышал ничего подобного. Особенно это относится к записям концертов, где Эрик и The Animals не жалеют времени на импровизации.
Если не сложно, опубликуйте еще уроков про джаз рок или джаз фьюжн. И желательно с видео, по примеру, как вы делаете в разделе риффы.