Здравствуйте ученики Гитаршколы. На прошлом уроке Гитаршкола открыла для Вас, по Вашим заявкам, новый раздел — Прогрессивная техника игры на электрогитаре. Сегодня мы начинаем изучение первой части данного раздела, которая носит название — Эволюция гитарного исполнительского мышления.

«У классических гитаристов было несколько столетий для того, чтобы выработать органичный, последовательный подход к исполнительству — «правильный» метод. Электрогитара — это ещё настолько новое явление, что мы только начинаем понимать её возможности как полноправного музыкального инструмента.»
Д. Пасс

История гитары — сложный, многогранный процесс, неразрывно связанный с историей музыки и историей культуры в целом. Гитаристу, желающему овладеть новым способом игры, необходимо знать историю гитары прежде всего для того, чтобы определить значение, место «фортепианной» техники в процессе развития гитары.

Знание истории своего инструмента даёт музыканту осмысленность в занятиях, особенно при изучении качественно новой исполнительской формы игры. Не вдаваясь в глубокий разносторонний теоретический анализ этой объёмной темы, в краткой форме, проанализируем лишь одну грань эволюции гитары; а именно, постараемся рассмотреть наиболее общие вопросы развития гитарного исполнительского мышления.

Доклассический период

Эволюция гитарного исполнительского мышленияПо мнению ряда исследователей прототипами гитары являются древнейшие музыкальные инструменты: ассиро-вавилонская кифара и египетская кифара. Корни этих инструментов уходят ещё в первобытный строй, когда люди научились использовать в борьбе за существование лук.

Первобытные охотники не могли не заметить зависимости звука тетивы при пуске стрелы, от размеров лука (длинны, силы натяжения, толщины тетивы). Если на лук натянуть не одну тетиву, а несколько, то все они будут издавать разный по высоте звук. Быть может именно такой вид имела первобытная «кифара», которая легла в основу многих струнных музыкальных инструментов.

В центрах первых цивилизаций, Месопотамии и Египте, разновидности кифар (в том числе египетская набла и арабский эльауд —  музыкальные инструменты внешне похожие на современную гитару) получили дальнейшее конструктивное развитие.

Благодаря экономическим и культурным связям, кифары распространились по всему Средиземноморскому побережью уже в III — II тысячелетиях до нашей эры, в том числе на юг Пиренейского полуострова в древнее государство Тартес (современная Испания, которая считается родиной классической гитары).

Античные авторы (Геродот, Посидоний, Страбон) отмечали высокую образованность тартессийцев, обладавших письменностью и самобытной музыкальной культурой. Впоследствии кифары распространились и в Греции (в I тыс. до н. э.) К сожалению о музыкальных и исполнительско -технических формах того времени можно лишь догадываться.

Изучая исторические письменные документы, археологические раскопки с изображениями античных музыкантов, можно предположить, что на кифарах извлекали звук тремя способами:

1) — щипком,
2) — лёгкими ударами по струнам всей кистью руки
3) — при помощи специальной щёточки или других приспособлений.

Все три вида эвукоизвлечения на гитаре существуют и по сей день. Игра щипком стала основой классической школы, кистевым движением (расгеадо) — народная манера и эвукоизвлечение при помощи различных приспособлений отразилось в современной игре на электрогитаре с использованием медиаторов.

Вот такой небольшой кусок из жизни гитары хотел поведать Вам я сегодня. На следующем занятие я расскажу Вам о классической гитаре, и о том какое место гитара заняла в джазе.

  1. Инна:

    Какой долгий период прошла гитара от египетских кифар до современных акустических и полуакустических гитар. Ведь акустика снова в моде, ничего не может сравниться с живым звучанием инструмента.

  2. Александр:

    Довольно интересная статья. К сожалению раскрыта не полностью, хотелось бы побольше информации о развитии гитары, до нашего времени.

Добавить комментарий