Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Помимо техник игры на гитаре, которые описывались в прошлых уроках, существуют так же расширенные техники игры на классической гитаре. И сегодня вкратце расскажу о них.

Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет. Ниже предложен обзор некоторых наиболее распространенных расширенных техник (приемов игры).

Расширенные техники игры на классической гитаре

Пиццикато

Техника пиццикато исполнение на гитаре вид спередиЭтот термин подразумевает, что исполнитель музыкального произведения на струнном инструменте должен извлекать звуки щипками пальцев, а не смычком. Хотя применительно к игре на гитаре использование этого термина может показаться странным, поскольку гитаристы смычками не пользуются, им описывается особая техника извлечения звуков подобных тем, которые получаются при игре пальцами на смычковых инструментах.

Результатами применения качественного пиццикато являются короткие приглушенные звуки, обладающие при этом ясным тоном. Чтобы добиться такого звучания, внешняя сторона правой кисти прижимается к струнам перед самой подставкой (см. снимки ), не позволяя им звучать в полную силу, а ноты берутся только большим пальцем (р), даже на дискантовых струнах.

Техника пиццикато на гитаре вид сбокуПоэкспериментируйте, чтобы найти наилучшее положение кисти: если нота звучит слишком глухо и тускло и ее тон сложно определить, значит, рука сильно смещена влево.

Напротив, если струна продолжает звучать некоторое время и этот звук похож на ее обычный тон, значит, рука отведена слишком далеко вправо и находится над подставкой, поэтому не может в достаточной мере приглушить струны.

Пиццикато широко применяется профессиональными гитаристами, которые любят экспериментировать с различными звуками гитары и применять различные расширенные техники игры на классической гитаре.

На первом снимке хорошо виден угол расположения кисти. Обратите внимание, что большой палец располагается параллельно струнам, а остальные пальцы отведены от него на значительное расстояние.

На втором снимке показано пиццикато, исполняемое на струне А (ля). Струна обычно берется левой стороной костяшки первого сустава большого пальца, хотя то же самое можно делать и мясистой частью боковой поверхности пальца.

Приглушить звучание всех струн одновременно невозможно: для
каждой приглушаемой струны нужно находить особое, индивидуальное положение руки.

Тамбор

Слово «тамбор» («tambor») по-испански означает «барабан», а называемая этим термином техника игры на гитаре предполагает извлечение звуков с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой боковой поверхностью большого пальца р. Этот прием наиболее эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Как можно было ожидать, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие на барабанный бой.

В связи с ростом интереса к тональным оттенкам, возникшим в музыке после XIX столетия, подобные эффекты получили широкое распространение во многих произведениях этого периода: достойным примером этому может служить «Секвенция XI для гитары» , написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста Элиота Фиска в 1988 г.

Барток

Эта техника игры на струнных инструментах названа в честь венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945), которого принято считать ее изобретателем. При ее выполнении струна оттягивается пальцами р и i от гитары, а затем резко отпускается и с громким звоном ударяется о гриф. Нюанс этого приема состоит в том, что нота сохраняет свой тон, а это означает, что с помощью этой техники могут быть исполнены целиком музыкальные фразы. Эта техника наиболее эффектна в гитарной музыке благодаря металлическим ладам инструмента, придающим звучанию дополнительную насыщенность.

Поскольку ноты при этой технике приобретают крайне характерное звучание, она должна использоваться только там и тогда, где и когда это оговорено специально.

Диссонанс (изменение строя гитары)

Для техники диссонанса одна или несколько струн настраиваются на не характерный для себя тон. Наиболее часто шестая струна опускается на тон до ноты D (ре). При другом широко распространенном диссонансе третья струна опускается на полутон до F# (фа-диез), в результате чего большая терция, которая находилась между третьей и второй струнами, оказывается между четвертой и третьей струнами.

Подобный строй характерен для лютни эпохи Возрождения и используется для исполнения на гитаре произведений, написанных для лютни, например, таких, как работы британского композитора Джона Доуленда (1562-1626).

При еще одной разновидности диссонанса пятая струна опускается на тон до G (соль), а шестая — до D (ре), в результате чего тональность открытых струн меняется с обычной ми-минор на соль-мажор. Указания на использование диссонанса даются в начале музыкального произведения таким, например, образом: «6th to D» («шестая струна — ре»).

Кампанелла 

Кампанелла по-итальянски означает «колокольчик» и представляет собой технику, усиливающую резонанс инструмента. С этой целью мелодия исполняется на открытых струнах, чтобы ноты звучали как можно дольше, и каждая последующая нота берется на другой струне. Не каждая последовательность нот может быть сыграна таким образом, но даже часть мелодии, исполненная в этой технике, способна дать желаемый эффект.

В приведенном ниже примере показана нисходящая гамма, начинающаяся с открытой Е (ми), в которой гармоническая А (ля) еще более усиливает резонанс. Точно следуя аппликатуре и номерам струн, вы сможете получить настоящее звучание кампанеллы. Пальцы левой руки должны оставаться на струнах как можно дольше, чтобы ноты, которые они удерживают, продолжали звучать, когда берется последующая нота. В результате две-три ноты будут звучать одновременно, а именно это и называется техникой кампанелла.

Кампанелла - расширенный прием игры на классической гитаре

Применение расширенных техник игры на классической гитаре даст Вам хороший результат в исполнении многих классических произведений.

 

  1. Алексей:

    О двух техниках даже и не слышал. Почерпнул много нового для себя.

  2. Иван:

    Играю техникой Барток уже около 2 лет. Хотелось бы увидеть на вашем сайте побольше упражнений на эту технику.

    • В самое ближайшее время добавим уроки на эту технику.

  3. Роман:

    Трудно ли играть техникой барток??

    • Иван:

      Роман, у меня первые успехи появились спустя 2 месяца ежедневных тренеровок.

Добавить комментарий