Гитаршкола снова приветствует своих учеников уже 2012 году. Поздравляет всех с Новым Годом и желает творческих успехов.
А мы продолжаем обучение игре на слайд-гитаре. Сегодня хотелось бы рассказать про одного человека, чьи музыкальные фразыявляются чем то большим, чем мелодия. Этим человеком является Дуэн Оллмэн.
Звук и фразировка легендарного лидера «Allman Brothers», погибшего в возрасте 24 лет, стали непревзойдённым эталоном блюз-роковой гитары. Ниже мы приводим некоторые характерные оллмэновские ходы как пример классического слайдового стиля. В этих фразах содержатся уже знакомые вам приёмы: восходящие и нисходящие форшлаги, дабл-стопы, вибрато, пул к открытой струне. Уделив достаточно внимания нотной записи, дэмпингу и занимаясь в медленном темпе, вы сможете пополнить свой лексикон материалом, звучащим свежо, элегантно и неожиданно.
Пример 1а.
Классический оллмэновский ход: стаккатная нотка в начале и интервал (мажорная терция) в конце. Оллмэн не упускал случая взять «приблюзованную» минорную третью ступень (в данном случае F-бекар) перед мажорной (F#).
Два следующих примера иллюстрируют возможность интерпретации фразы 1а в среднем и нижнем регистрах.
Пример 1b.
Пример 1с.
Пример 2а.
Короткие форшлаги придают особую пикантность первым четырём нотам. Обратите внимание на традиционную слайдовую фишку: звучание аккорда или интервала на сильной доле такта достигается наслоением аккордовых звуков, извлекаемых последовательно.
Приспосабливая фразу к другому аккорду, не стоит чересчур буквально привязываться к очертанию фразы. Вы должны уметь конструировать свои мелодии из фрагментов выученных фраз, при этом не обязательно выдумывать что-то особенное. Иногда бывает достаточно поменять регистр нескольких нот…
Пример 2b.
…или «сдвинуть» фразу относительно начала такта:
Пример 2с.
Обратите внимание, какую содержательную фразу можно построить всего на двух струнах:
Пример За.
Следующие два примера хорошо использовать как короткие вставочки-заполнения.
Пример 3b.
Пример Зс.
Пример 4а.
Этот риф взят из песни Мадди Уотерса «Trouble No More», нередко звучавшей на концертах «Allman Brothers». Пожалуй, самое трудное в нём — попасть в ноту А (четвёртая струна, VII лад) на последнюю восьмую первого такта.
Пример 4Ь.
Форшлаги напоминают о примере 2а, а стаккатная нота -о первых фразах этого раздела. Обратите внимание, как по-разному звучит одна и та же нота А, взятая на первой или на второй струне.
Пример 5.
Отличный пример свингового рифа. Играется на двух струнах в пределах двух ладов, так что транспонировать его на октаву выше (или ниже) не составит особого труда — пары струн поменяются с 3-й и 4-й на 1-ю и 2-ю (или 5-ю и 6-ю), а вдоль грифа фраза сдвинется на три лада вверх (или 2 вниз).
Пример 6а.
Следующие три примера сыграны в тональности До. Характерная для Оллмэна смена позиций: от верхней ноты С на VIII ладу 1-й струны, пройдя через аккордовые тона, слайд приходит к нижней С на третьей струне, V лад. Обратите внимание на ноту Db, форшлаг к Еb. Хотя пониженная вторая ступень не входит в слайдовую гамму, да и вообще нечасто встречается (разве что во фламенко, блэк-метал и цыганской музыке), в качестве мелизма ее использование вполне объяснимо, поскольку слайд, взяв F на второй струне, уже находится над шестым ладом. Не бойтесь использовать «проходящие» ноты, выходящие за рамки гаммы, если это интонационно и аппликатурно оправдано.
Такую фразу можно с четвёртого на пятый такт блюзового квадрата в тональности До, когда после тоники С7 следует аккорд IV ступени, F7. Здесь нота Db снова помогает сменить позицию.
Этот ход работает с восьмого на девятый такты блюзовой прогрессии в той же тональности. Нота ЕЬ играется стаккато, чтобы дать левой руке время отъехать назад на целых пять ладов до Вb.
Я надеюсь эти упражнения помогут Вам в улучшении техники игры на слайд-гитаре. На этом мы заканчиваем. До следующих уроков.