Джефф Бек (Jeff Beck) – один из самых многогранных и уникальных гитарных талантов. Он – наряду с Эриком Клэптоном (Eric Clapton) и Джимми Пейджем (Jimmy Page) – входил в состав «святой троицы» Yardbirds и всегда занимал первые позиции в сфере электрогитары. Бек стал вдохновением для нескольких поколений известных гитаристов, к числу которых относятся Джон Маклафлин (John McLaughlin), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и многие другие. Стивен Колберт (Stephen Colbert) наилучшим образом выразил сущность Бека на церемонии вручения наград Грэмми (Grammy): “Знаете игру Guitar Hero? У него всегда было максимальное количество очков при том, что он никогда в эту игру не играл”. Давайте проанализируем некоторые характерные черты игры Бека, которые он развил в ходе своей неповторимой карьеры.
Работа Бека в составе Yardbirds — в том числе участие в создании таких психоделических хитов, как “Over Under Sideways Down” и “Heart Full of Soul” — подкрепила его статус гитарной иконы, а комбинация влияния Чака Берри (Chuck Berry), Клиффа Гэллапа (Cliff Gallup) и Леса Пола (Les Paul) в блюзовом инструментале “Jeff’s Boogie” стала открытием для огромного количества гитаристов в ходе британской волны. Вот фраза в стиле рокабилли, напоминающая стиль Клиффа Гэллапа (Пример 1), включающая пулл-оффы для увеличения скорости.
Восходящий хроматический пассаж Пример 2 демонстрирует высший уровень техники Бека и его любовь к драматизму и яркости исполнения.
Как и Клэптон, Пейдж и др., Бек многому научился из чикагского блюза и уже в самом начале карьеры развил собственное звучание в рамках этого стиля. Соло в стиле Truth (Пример 3) на фоне двенадцатитактового блюза включает в себя несколько унисонных бендов (такты 1-4), фраз с остинато (такты 5-8) и необычные пребенды в заключительной секции.
В 1972 году был выпущен альбом Jeff Beck Group, при записи которого Бек продемонстрировал высшую степень владения рычагом тремоло. Этот прием стал его визитной карточкой на следующие несколько десятилетий. Пример 4 характеризуется частым применением рычага, что придает традиционным блюзовым идеям современное и инновативное звучание.
Следующая фраза (Пример 5) написана в духе “Freeway Jam” и других подобных фанковых инструментальных композиций 1970х. Она базируется на миксолидийском ладе (1–2–3–4–5–6–b7). Эта гамма имеет мажорный характер и включает в себя пониженную седьмую ступень, что делает ее прекрасным дополнением к доминантным аккордам с септимой и ноной. Бек часто пользуется этим приемом как основой для мелодических тем и импровизационных соло. Он нередко разбавляет миксолидийские идеи блюзовыми ходами, например, переходом от Bb (b3) к B (3) в качестве перехода к заключительному такту.
Игру Бека в балладах, пронизанную влиянием идей великого Роя Бьюкенена (Roy Buchanan), можно услышать в классической композиции Стиви Уандера (Stevie Wonder) “’Cause We’ve Ended as Lovers”. В Примере 6 вы услышите несколько фраз на основе пентатоники С минор (C–Eb–F–G–Bb) с бендами, в том числе сложными бендами (такт 2) и пребендами (такты 3 и 7). Виртуозные фразы-остинато создают драматический эффект в тактах 5 и 6.
Версия “People Get Ready” в исполнении Бека стала высшей точкой его карьеры в конце 80х годов. С тех пор никто уже не сомневался в его статусе самого влиятельного и выразительного гитариста с опытом, на тот момент превышавшим два десятилетия. Пример 7 – демонстрация мастерства в игре бендов – как пальцами, так и рычагом тремоло – а также тэппинга. Это, пожалуй, самый четкий пример игры рычагом тремоло. Потренируйте его, прежде чем переходить к игре “Where Were You”, “Over the Rainbow” и подобных композиций.
Завершающий пример (Пример 8) – это фраза из болгарской народной песни “Kalimanku Denku”. Такая музыка отлично подходит для работы со стилем тремоло Бека, потому что именно она вдохновляла его на протяжении последних двадцати лет. Послушайте альбом Le Mystère des Voix Bulgares, чтобы понять, что стало основой для такой зрелой и развитой игры рычагом тремоло. Также отрегулируйте рычаг так, чтобы он давал возможность повышать ноту на малую терцию на третьей струне. Для проверки сыграйте открытую ноту G и попробуйте поднять ее до Bb.