Роя Бьюкенена (Roy Buchanan) часто называют «величайшим неизвестным гитаристом мира». Это действительно великий гитарист, игравший на Телекастере, чье влияние гораздо больше его коммерческого успеха. Сегодня мы порассуждаем о том, как Бьюкенен сыграл бы медленный блюз в Е. Возможно, этот формат несколько банален, но вот игра Бьюкенена – совсем нет. Он был не только мастером экспрессивных бендов, но и внедрял интересные приемы, как глушение, флажолеты и перетекания тонов. Послушайте игру Бьюкенена на сингле Бобби Грэгга (Bobby Gregg) “Potato Peeler”. Даже на этой ранней записи можно услышать все «фишки» Бьюкенена.

Табы и ноты в стиле медленный блюз

В Примере 1 мы видим, как Бьюкенен пользуется ручкой громкости для создания кричащих гитарных партий. Он учился играть на стил-гитаре, поэтому вполне возможно, что этот подход он позаимствовал оттуда. Основанные только лишь на нотах пентатоники Е минор (E–G–A–B–D) бенды действительно очень правдоподобно имитируют человеческий голос.

Медленный блюз на электрогитаре


В Примере 2 нам встретятся флажолеты – техника, к которой Бьюкенен испытывал особенно теплые чувства. Для получения флажолета вам нужно прикоснуться к струне как медиатором, так и большим пальцем. Некоторые считают его изобретателем этого приема. Это сложно доказать, но очевидно то, что Бьюкенен популяризовал его. Последняя часть фразы предполагает игру тремоло-пикингом.

Медленный блюз с флажолетами на электрогитаре


Одна из «фирменных» техник Бьюкенена – это работа ручкой тона. В Примере 3 вы услышите, как можно делать ноты более разнообразными при помощи этой ручки. (Совет: это довольно сложно сделать на стандартных Телекастерах, поэтому имеет смысл перевернуть панель, чтобы ручка тона оказалась ближе к руке.) Эта техника делает ноты еще более похожими на вокал.

Блюз с акцентами нот при помощи ручки тона


В Примере 4 мы посмотрим на несколько сложных бендов. Основная идея в том, чтобы подтянуть ноту к цели, а затем подтянуть ее еще больше, ко второй ноте. Гитарист Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) тоже часто пользуется этим приемом. С помощью компрессора можно получить достаточно сустейна для множественных бендов, но Бьюкенен редко пользовался педалями. Он настраивал усилитель соответственно.

Глубокие бенды в медленном блюзе


Следующая фраза (Пример 5) содержит еще один сложный бенд и несколько флажолетов. Чтобы флажолеты звучали еще лучше, выжимайте из даунстроков все до последней капли. Очень похоже на альбомы Zeppelin, правда?

Фразы и риффы в стиле блюз


Пример 6 довольно сложен. Бьюкенен любил пробовать новое, но он не особенно концентрировался на технике – все дело в подходе. Здесь вам нужно будет сыграть тремоло на первой струне и чередовать зажатые ноты с приглушенными струнами. Бьюкенен часто делал слайд за пределы грифа, прямо до бриджевого звукоснимателя. Это давало высокий звук, напоминающий пение птицы.

Тремоло в блюзе


Пример 7 демонстрирует еще один прием Бьюкенена — что-то вроде разгеадо, так популярного во фламенко. (В традиционной фламенко-гитаре это достигается быстрым боем всеми пальцами правой руки по струнам. Уроки по различным типам разгеадо вы можете найти в прошлых уроках.) Он часто использовал эту технику, играя быстрые однонотные фразы.

Блюз с расгеадо


Заключительный пример (Пример 8) – это полное 12-тактовое соло с целым набором различных техник. Не стоит слишком зацикливаться на ритмической точности. Просто тренируйте аппликатуры и приемы. Это очень поможет вам на джем-сессиях!

12-ти тактовое соло в стиле медленный блюз на электрогитаре


На этих записях я играю на Телекастере с симулятором усилителя Universal Audio Fender ’55 Tweed и эффектом реверберации. Бьюкенен многое позаимствовал из музыки кантри, поэтому вам нужно будет привыкнуть к звучанию бриджевого датчика Телекастера. В этих примерах вы не найдете арпеджио или сложных аккордовых смен. Отличительной чертой игры Бьюкенена были не ноты, а то, как он играл их. Он находил новые и новые возможности звучания гитары, изобретая интересные способы атаки и пользуясь ручками тона и громкости для украшения музыкальных фраз.

  1. Артур:

    ТЕЛЕТРЮКИ — одно слово. Приставка «теле» отдельно от слова не пишется.

    • В данном случае теле- это не приставка. Слово употреблено в значении «трюки на телекастере», а не «телевизионные трюки».

  2. Влад:

    Обожаю медленный блюз. Великолепные упражнения, спасибо за ноты и аудиотреки.

Добавить комментарий