Двенадцатитактовый блюз – одна из самых универсальных аккордовых прогрессий, вне зависимости от участвующих инструментов, опыта музыкантов или жанра. Уверен, что если вы решите поджемовать с новым для себя партнером, вы очень быстро перейдете на блюз. В арсенале любого гитариста найдутся ходовые блюзовые фразы, которые можно отлично применять к любому соло. Однако что касается поддерживающей, ритмической партии, здесь ограничений значительно больше. Давайте поработаем над этим. Сегодня мы будем иметь дело с двенадцатитактовыми ритм-партиями, которые можно развить и изменить для применения в практически любой ситуации.

Разнообразие блюзовых ритм-партий

Пример 1 – вариация классического риффа Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) из “Pride and Joy”. Возможно, вы играли нечто подобное в тональности Е, которая дает возможность пользоваться открытыми первой и второй струнами для придания риффу объемности. Но этот пример записан в тональности G, поэтому мы внесем некоторые изменения, чтобы не потерять ощущение шаффла. Если на каждой ноте вы будете глушить соседнюю струну, можете играть боем по зажатой и по приглушенной струнам. Это придаст риффу еще больше яркости.

Блюзовая ритм партия в стиле шаффл


Пример 2 похож на рифф, который я слышал в классической композиции 60-х годов “Shakin’ All Over”. Здесь важно глушить шестнадцатые ноты на слабой доле после первой сильной доли. Этот рисунок напоминает удар барабанной палочкой по райду. Также можно убрать шестнадцатые ноты и просто удваивать тонику в начале каждого такта. Выбор за вами. С любыми подобными прогрессиями и риффами можно экспериментировать, играя их прямо или свингуя в разном темпе.

Разные способы играть ритм в блюзе


Нельзя говорить о блюзе, не упомянув Фредди Грина (Freddie Green). Он внес в этот стиль много нового, а группа Каунта Бэйси (Count Basie) с Грином звучала очень и очень круто.

Пример 3 – упрощенная партия в духе Фредди Грина. Сначала играем терцию и септиму каждого аккорда, затем двигаемся вверх или вниз и переходим к следующему аккорду. Это очень полезно для биг-бэндов, потому что тоники могут исполняться басистом, а верхи аккордов – мощной духовой секцией. Отличный способ подчеркнуть гармонию, не вмешиваясь в линии других инструментов.

Блюзовые аккорды для анранжировки


Альтернатива – Пример 4. Нечто подобное хорошо подходит для дуэта с вокалистом или с другим инструменталистом. Аппликатуры потребуют тренировки, потому что нужно, чтобы пальцев «хватало» как на шагающий бас, так и на сами аккорды. Но в результате получится очень здорово. Общее правило для партий с шагающим басом: начинайте на тонике на первой доле, пользуйтесь второй и третьей долями для создания напряжения или для подчеркивания гармонии, а на четвертой доле играйте хроматическую ноту, располагающуюся прямо над следующей тоникой или под ней.

Хроматические ритм партии в блюзе


Последний пример более джазовой части урока – Пример 5 – представляет собой прямой джазово-блюзовый контекст с аккордовой пробежкой к аккорду IV ступени в стиле Брайана Сетцера (Brian Setzer) в такте 4. Чтобы подчеркнуть мелодию на верхах аккордов, мы используем разные аппликатуры. Нечто подобное можно использовать даже при игре соло с одиночными нотами или дабл-стопами. Попробуйте собственные варианты, особенно в области тернэраунда – такты 11 и 12.

Табы и ноты блюзовой ритм гитары


Пример 6 – рифф в стиле кантри в тональности А. Это единственная прогрессия данного урока, не относящаяся к тональности G. Она дает возможность пользоваться преимуществами удобных пауэр-аккордов с открытыми нотами и делать слайды к терции и малой септиме каждого аккорда. Я решил сыграть тернэраунд V–I, начинающийся в такте 9 и включающий подъем на октаву в такте 12, что возвращает нас к аккорду I ступени.

Скачать блюзовые ноты для гитары


Пример 7 – это небольшой рифф, очень похожий на то, что могли бы сыграть Роббен Форд (Robben Ford) или Мэтт Скофилд (Matt Schofield). На фоне аккордов I, IV и V зажимаем тонику, терцию и сексту каждого аккорда и делаем слайд к малой септиме, ноне и квинте. Подобный ход напоминает звучание духовых и делает прогрессию более разнообразной.

Блюз в стиле Мэтта Скофилда


Заключительную прогрессию этого урока можно определенно отнести к фанку. Рифф Примера 8 очень похож на “Car Wash” от Rose Royce и отлично подходит к двенадцатитактовой форме. Играем терцию и малую септиму, подходя к тритону с ноты на полшага ниже и делая к нему слайд. После каждого аккорда делаем вставки с приглушенными нотами. На мой взгляд, лучше избегать излишних шестнадцатых нот между аккордовыми слайдами, но это уже дело вкуса. Мне кажется, что этот грув звучит лучше без них. Удачи и до скорого!

Блюзовый грув в стиле фанк

  1. виктор:

    отлично. А чаще такие уроки можно? Мне просто уже 60 лет, а от блюза просто балдею! С уважением Виктор Сергеевич.

    • В скором времени обязательно появятся новые уроки по блюзу. А пока что Вы можете ознакомиться с ранее опубликованными уроками в этом стиле по этой ссылке.

  2. Юрий:

    Это просто высший класс! Спасибо огромное!

  3. Лев:

    примеры блюзовых квадратов оригинальные много синкоп ритмических удачно подобрана джазовая гармония браво

Добавить комментарий