Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В прошлом уроке Вы познакомились с легендарным гитаристом Джоном Маклафлином. Так же в том уроке мы с Вами рассмотрели несколько знаменитых упражнений и фраз Джона. В сегодняшнем уроке я предлагаю пройти небольшие практические задания от Джона Маклафлина.

уроки гитары от Джона Маклафлина«В импровизации я люблю некую особую интерактивную суть, истоки которой нужно искать в Новом Орлеане, — говорит Джон Маклафлин. — Вот о чем эта композиция». Речь идет о «Jazz Jungle», виртуозной 14-минутной пьесе с альбома «The Promise», в записи которого приняли участие барабанщик Деннис Чэмберс, саксофонист Майкл Брекер, клавишник Джеймс Бирд и некоторые другие известные музыканты. «Именно поэтому она получилась такой длинной, — продолжает Маклафлин, — у меня просто не поднялась рука ее отредактировать».

Кто сможет упрекнуть за это автора? Кроме того, что «Jazz Jungle» является самой длинной, разнообразной и свободной по духу композицией альбома, она одновременно содержит в себе и наиболее яркие моменты этого проекта. По словам Маклафлина во время записи в студии у него открылось второе дыхание.

«У меня всегда была склонность к линейной игре, — говорит Маклафлин. — Правда одновременно мне нравилась и пальцевая игра в духе Лауриндо Альмейды или Пако Де Лусии. Однако я не смог пересилить свою натуру. У меня даже нет длинных ногтей на правой руке, чтобы играть на нейлоне».

Итак Маклафлин не стал играть пальцами, зато его медиаторные линии отличаются необычайной легкостью и подвижностью. Ех.1 он играет на акустической гитаре, используя некоторые замысловатые интервалы: «Это непростая линия. Я сочинял «Jazz Jungle», находясь под впечатлением музыки Майкла Брекера, именно поэтому она звучит так современно.»

уроки гитары от Джона Маклафлина

 

Этот пример представляет собой вариацию, которую я обычно играю на аккорд Dm или G7. Причем это — «вопрос», а затем идет «ответ» (Ех.2), который уравновешивает первую фразу.

уроки игры на гитары Джона Маклафлина

Там присутствуют и другие вариации, которые гармонически связаны друг с другом, а затем в качестве бриджа я играю такую мелодию (Ех.З).

гитарные уроки Джона Маклафлина

Она более лирична и поэтому менее виртуозна. Шестнадцатые ноты, которые предшествуют большим длительностям, следует играть переменным штрихом. Они должны звучать отчетливо и мощно, а не вымученно.

За всю свою многолетнюю карьеру Маклафлин в совершенстве осваивал любой стиль, с которым ему приходилось сталкиваться, будь то «кул» (в составе Майлса Дэвиса), фьюжн (с группой «Махавишну»), индийская музыка (с коллективом «Шакти») или современный джаз.

Ех.4 представляет собой типичный гаммобразный пассаж в духе классической североиндийской музыки. «В этом стиле я играл много лет назад, — говорит Маклафлин. — Это потребовало от меня достаточных усилий, которые не пропали зря. Если взять эту конкретную фразу, то в ней заключено многое из того, что я делал вместе с «Шакти», многое из того, что характерно для этой школы. Это мажор, но он звучит непривычно для западного слушателя. Всю дело в наличии b9-й ступени».

уроки акустической гитары от Джона Маклафлина

Маклафлин имеет в виду «фригийский доминантовый» лад, который получил свое название благодаря наличию большой терции и малой септимы (характерных ступеней миксолидийского или доминантового лада) одновременно с малой секундой, типичной для фригийской гаммы. При этом возникает необычно широкий интервал между 2-й и 3-й ступенями гаммы. Имейте в виду, что иначе эту гамму можно представить как лад, построенный от пятой ступени гармонического минора.

Если посмотреть на табулатуру, то можно заметить, что Маклафлин использует аппликатуры, в которых на каждой из струн располагается по три ноты. Однако следует обратить внимание на скачок в начале 3-го такта. Ноту G# вы должны взять 1 -м пальцем левой руки. Это нужно для того, чтобы закончить этот пассаж на 1 -и струне на 13-м ладу.

«При движении вниз возникает та же самая проблема, — говорит Маклафлин. — Вы должны поставить мизинец на 3-ю струну после того как взяли ноту на 2-й струне 1 -м пальцем». Если вы обратите внимание на эти «непростые фрагменты», то увидите, что указательный палец и мизинец находятся по соседству, а именно на 9-м и 10-м ладах, соответственно. Если не обратить на этот момент особого внимания, то в вашей фразе может произойти запинка.

Естественно, что сам Маклафлин исполнил Ех.4 безупречно. Его игра как всегда отличается точностью и совершенством. «Мне кажется, что такой опыт не проходит даром для музыканта, считает Маклафлин. — Я и сейчас много чем занимаюсь, однако все то, что мы играли в «Шакти» буквально отпечаталось у меня в мозгу».

Добавить комментарий