Фредди Кинг (Freddie King), вместе с мастерами блюза Би Би Кингом (B.B. King) и Альбертом Кингом (Albert King), входит в тройку легендарных блюзовых гитаристов.
Этих музыкантов часто называют «тремя королями» («king» в переводе с английского языка означает «король»), ведь на их творчестве выросло не одно поколение гитаристов.
Сегодня мы разберемся в том, что же сделало стиль Фредди Кинга действительно уникальным и помогло ему вырваться в авангард блюз-гитары.
Гитарные партии Фредди отличаются динамикой и интенсивностью. И хотя многие считают, что его вокал значительно сильнее вокала Би Би и Альберта, сам он позиционировал себя в первую очередь как инструменталист и композитор. Его перу принадлежат величайшие инструментальные блюз-композиции, к числу которых относятся “Hideaway”, “The Stumble”, “Sen-Sa-Shun”, “San-Ho-Zay”, “Side Tracked”, “In the Open” и многие другие. Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck), Джонни Винтер (Johnny Winter), ZZ Top и Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) не раз делали кавер-версии на них. Фредди Кинг (его настоящее имя Фредерик Кристиан) родился 3 сентября 1934 года.
В самом начале своей карьеры он решил изменить свою фамилию на Кинг (девичья фамилия его матери), чтобы приблизиться таким образом к Би Би Кингу — в то время восходящей звезде блюз-гитары. На обложках ранних записей его имя писали как «Freddy», но к 1968 году он изменил написание на «Freddie». В 1956 году Фредди начал записываться, и в 1960 году вышли его хиты “Have You Ever Loved a Woman?”, “Love Her with a Feeling” и инструментал «Hideaway», блестящий кавер на который сделали Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Джон Майалл (John Mayall), выпустив его в рамках альбома Blues Breakers 1966 года.
Снимки Фредди, сделанные на заре его карьеры, говорят о том, что в то время он играл на гитаре Gibson Les Paul пятидесятых годов со звукоснимателями Р-90. В качестве усилителя он использовал Gibson GA-40. Но вскоре он переключился на гитары Gibson ES-345, впоследствии ставшие его «визитной карточкой», и на усилители Fender Quad Reverb. Фредди играл пальцами, пользуясь пластиковым медиатором для большого пальца и металлическим медиатором для указательного пальца. Струны, на которых он играл, были очень необычны: калибр первых трех струн был .010, .011 и .012 (для второй и третьей струн это слишком мало), а вот на место струн с обмоткой он ставил стандартные струны для электрогитары среднего калибра. Один из хитов Кинга — инструментальная композиция “Hideaway”. Это двенадцатитактовый шаффл в тональности Е с легким грувом и четкой, запоминающейся мелодией.
Уроки гитары от Фредди Кинга
На РИС. 1 изображена подобная мелодия на двенадцать тактов. Мелодические линии исполняются на двух верхних струнах, причем очень часто встречаются ноты на открытых струнах — прием в стиле Лайтнин Хопкинса (Lightnin’ Hopkins). Ритмическая партия строится из двухнотных форм на двух нижних струнах, играемых с приглушением. В такте 2 простой хаммер-он от открытой струны ко второму ладу заменяется «перекатным» хаммер-оном, когда средний палец ударяет по первому ладу вместо второго, после чего следует слайд на второй лад. (Усовершенствованным вариантом подобной техники впоследствии часто пользовался Стиви Рэй Вон.)
Обратите внимание на фразы из одиночных нот, служащие связующими элементами в этой композиции. Позже Фредди изменил эту мелодию, в результате чего родился еще один его хит “The Stumble”. Пример на РИС. 2 напоминает эту композицию. Начало мелодической линии очень похоже на “Hideaway”, но в данном случае мы играем на фоне другой аккордовой прогрессии. Начинаем с аккорда четвертой ступени (А) в тональности Е. В этой шестнадцатитактовой форме нисходящая фраза с секстовыми дабл-стопами и слайдами, играется на первой и третьей струнах. По третьей струне ударяем большим пальцем, а по первой — указательным или средним. Играйте каждую пару резко, стаккатируя ноты. Старайтесь, чтобы они звучали как можно более четко.
Фредди использовал похожую фразу и в “Hideaway”. В этом месте группа прекращала играть грув и акцентировала исключительно аккордовые удары.
На РИС. 3 вы видите подобную фразу, начинающуюся с очень необычного аккорда E7add2. Группа вновь вступает в такте 5, на аккорде А. Дальнейшее мелодическое развитие играется на двух верхних струнах. Отличный пример динамичности стиля Кинга — композиция “Boogie Funk”. По сути, это одноаккордная импровизация в тональности А. У нее много общего с классическим хитом Джона Ли Хукера (John Lee Hooker) “Boogie Chillen”.
РИС. 4 — это повторяющийся рифф на основе аккорда А5 с акцентами на приглушенных нотах и бендами на полтона на пятой и шестой струнах.
Играем в триольном ритме, то есть восьмые ноты следует играть как комбинацию четвертой и восьмой ноты в рамках триоли. Многие гитаристы играют такие вещи медиатором (техникой переменного штриха), но Фредди играл пальцами, поэтому попробуйте играть большим пальцем на даунстроки и указательным или средним (или обоими вместе) на апстроки.
На РИС. 5 мы добавляем мелодическую фигуру. Игра на фоне первой ступени наращивает напряжение, которое снимается кратким переходом на четвертую ступень.
Схему РИС. 6 также следует исполнять пальцами — аналогично тому, как мы играли РИС. 4 и 5. Эти примеры — лишь поверхностное знакомство с гением Фредди Кинга. Если они вызвали у вас интерес, займитесь его стилем подробнее. Это действительно того стоит!
Это-СУПЕР!Эрик Клептон,когда впервые услышал Фреди Кинга,был в полном бейте.