«Блюз» — понятие растяжимое. По всему миру насчитывается несколько десятков подвидов блюза. Некоторые из них известны всем и каждому и уже стали легендой. Это касается, например, техасского блюза, появившегося в результате смешения традиционного блюза и госпела в духе Блайнд Лемон Джефферсона (Blind Lemon Jefferson). Этот южный блюз ассоциируется у многих с такими именами, как Ти-Боун Уокер (T-Bone Walker), Джонни Винтер (Johnny Winter), Альберт Коллинз (Albert Collins), ZZ Top и, конечно, Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan). Послушайте классическую ритм-партию композиции СРВ «Pride and Joy».

Уже более тридцати лет (с начала восьмидесятых годов двадцатого века) соло-гитара в стиле техасского блюза вдохновляет сотни потрясающих гитаристов. Но нельзя забывать и о ритм-партиях, которые играют не менее, а может, даже и более важную роль.

Уроки техасского блюза

Упражнение 1 основывается на нисходящей блюзовой гамме G (G-Bb-C-Db-D-F). Обращайте внимание на то, как вы играете. В первых двух тактах мы просто извлекаем соответствующие ноты. А вот дальше начинается блюз. Мы придаем звучанию особый эффект, захватывая не только нужную струну, но и касаясь других, как будто бы играя боем.

Сложность в том, что приходится сводить посторонние шумы к минимуму, глуша басовые струны большим пальцем левой руки, а высокие струны остальными пальцами. Я постарался показать это на табулатуре, но в реальных транскрипциях вы не найдете ничего подобного. Просто нужно прочувствовать стиль и играть соответственно. Теперь вы знаете, как это делается!

Урок техасского блюза

В упражнении 2 мы комбинируем ритм-гитару и соло, получая таким образом плотную и мощную двенадцатитактовую блюзовую фразу. При этом соло-вставки должны быть достаточно простыми, иначе ничего путного не выйдет. Гармонию можно подчеркнуть, чередуя такты с ритм-партией и такты с соло. Подобную идею можно услышать, например, в “Scuttle Buttin’” СРВ. Даже “Jibboom” Стива Вая (Steve Vai) основывается на этой концепции.

Табы и ноты к упражнениям 2-4 доступны по ссылке:

 

Скачать урок

 

На упражнение 3 меня вдохновила “Cold Shot” СРВ. Это шаффл восьмыми нотами, и играть его нужно боем. Посмотрите любое выступление Стиви. Вы заметите, что его рука движется по овальной траектории. Это помогает не выбиться из ритма. Я добавил несколько трелей, чтобы сделать фразу более живой и аутентичной. Что касается аккорда D7#9, советую играть его по схеме «вниз вниз вверх». На слабой доле я играю ударом вниз, заглушая при этом струны.

Нечто подобное фразе упражнения 4 играется обычно в качестве фона для вокала. В данном случая нельзя усложнять, иначе можно перегрузить аккомпанемент. Чтобы звучание получилось достаточно плотным, нужно играть четко вместе с ударными и басом. Здесь важен каждый удар и каждая доля!

  1. Марина:

    Стиви Рэй Вон играл потрясающий техасский блюз. Жаль, что сейчас уже почти не осталось таких талантливых гитаристов.

  2. rga51:

    Здравствуйте!
    Объясните,пожалуйста:-Зарегистрировался,оплатил,скачать урок не могу…

  3. rga51:

    Вопрос снимаю.(вами не был ещё активирован абонемент,теперь всё в порядке)

Добавить комментарий