Всем привет. Сегодня мы запускаем новую рубрику, которая посвящена блюзу. И начнём мы с пальцевого стиля на акустической гитаре. Я не буду сейчас рассказывать о возникновении блюза, известных блюз-менах и основателях блюза. Я просто хочу предложить Вам небольший курс, посвящённый пальцевой технике.
В этот курс вошло 15 примеров (небольших, но эффективных упражнений), которые в той или иной степени служат для повышения мастерства игры на гитаре.
Пример 1.
1-й такт является типичной свинговой линией. Из-за хроматизмов и дабл-стопов она может показаться более сложной, чем есть на самом деле. Однако во 2-м такте, мы видим 32-е ноты. Однако не стоит пугаться раньше времени. 32-е ноты играются всего лишь в 8 раз быстрее, чем четверти. Я уверен, что когда вы увидите как 8 парней бьют одного, вы обязательно вмешаетесь и поможете ему. Так что закатите рукава, и покажите этим 32-м, кто здесь хозяин. А если серьезно, переходите от струны к струне, точно придерживаясь указанной пальцовки для правой руки.
Пример 2.
Поскольку в 3-м такте мы возвращаемся к аккорду А7, я решил особо выделить это при помощи аккордовых нот. Хроматическое движение от А-С# к G-В в 4-м такте подготавливает слушателя к появлению в 5-м такте аккорда D7.
Пример 3.
А эта фраза представляет собой ход в ритме «шаффл». который знает каждый ритм-гитарист аккорды с баррэ вместе с движением 4-го пальца вверх по 5-й струне от квинты аккорда к сексте и малой септиме. В данном случае я просто убрал аккорды. Обратите внимание на пальцовку при переходе от 5-го такта к 6-му. Я оставляю 3-й палец на последней ноте 5-го такта, в то время как 2-м пальцем беру 1-ю ноту 6-го такта. Постарайтесь, чтобы пулы к открытой 3-й струне прозвучали чисто.
Пример 4.
А это превосходный тернэраунд. 9-й такт является типичным пальцевым ходом. Использование открытых струн делает его более плавным, и позволяет исполнить его в более быстром темпе. В 10-м такте мы встречаем одну из джазовых фраз, которые уже не являются редкостью в блюзе. Кстати она очень удобна. Ее можно играть на любой доминант септаккорд, начиная либо с тоники, либо с малой терции, либо с малой септимы (как в данном случае).
Пример 5.
Гитаристу, играющему пальцами, не составит труда исполнить дабл-стоп. Во 2-м такте аккорд D7 просто, но эффективно обыгрывается при помощи параллельного движения терций. Нужно что-то добавить к последнему слайду, чтобы все поняли — вы идете!
Пример 6.
3-й такт включает в себя фразу в стиле «блюграсс», которая привлекла мое внимание несколько лет назад. 4-й такт повторяет 2-й, только 5-ю ладами ниже. Такой прием называется ‘тематическое развитие». Обратите внимание, что этот фрагмент заканчивается на 3-й доле Это происходит потому, что следующий пример начинается с 4 доли.
Пример 7.
От этой фразы просто захватывает дух. Первые 14 нот можно сыграть двумя штрихами правой руки, для первых 7-ми 16-х используется штрих р-i, р-m, р-i-а (его также называют «ролл»), а следующие 6 (7-я получается в результате слайда) играются таким штрихом: m-i-p, m-i-р Разучите их поотдельности, а затем соедините на скорости 100 миль в час. Молниеносность этой фразы, а также ритмические нюансы (3, 4 и 6 нот, выпадающих на одну долю), доставляют слушателям истинное наслаждение. Не забудьте, что этот пример начинается с 4-й доли 4-го такта и заканчивается на 2-й доле 8-го такта.
Пример 8.
Когда вы играете соло, вы должны попытаться провести слушателя от одного музыкального момента к другому. В этой фразе я делаю это как ритмически, так и гармонически. Давайте вернемся к 3-й и 4-й долям 7-го такта. Они определяют ритмический рисунок для первых 4-х нот Примера 8. Наложение тональностей также бывает полезным, хотя первые четыре ноты этого примера вполне ложатся на аккорд А7, тем не менее они подготавливают слушателя к появлению аккорда Е7. Не забывайте заглядывать в табулатуру. Этот пример начинается с 3-й доли 8-го такта.
Пример 9.
1-й такт строится на типичном ролле, так что запомните пальцовку для правой руки и взгляните на табулатуру. 2-й такт повторяет 1-й с той разницей, что вместо ноты С#, в нем появляется нота С, поскольку в данном случае мы обыгрываем аккорд D7. 3-й такт дублирует 1-й, правда с небольшой, но очень важной вариацией в конце. 4-я доля 1-го такта, в отличии от 4-й доли 3-го, предваряет аккорд D7.
Пример 10.
Ух как много нот! Но когда вы посмотрите на аппликатуру, вы увидите, что обе руки играют одну и ту же повторяющуюся фигуру. Наиболее интересно то, как эта фраза вырывается из 3-го такта, а затем вновь возвращается к триолям уже в 5-м такте. Переход от четырехдольной пульсации к триольной и наоборот всегда очень эффективен.
Пример 11.
Первые две ноты этой фразы нужно обязательно взять 4-м и 3-м пальцами левой руки, соответственно. Это поможет вам получить максимально чистый звук на открытой 1-й струне; а также без проблем перейти к 7-у такту. 8-й такт подготавливает нас к появлению аккорда Е7. И вновь, обратите внимание на переход от триольной пульсации к четырехдольной.
Пример 12.
9-й такт возможно покажется вам трудным из-за того что звучащие ниже ноты должны браться на расположенных выше струнах. Так что не бойтесь почаще обращаться к табулатуре. В 10-м такте используется одна очень хорошая идея вторая половина такта дублирует первую но только октавой выше.
Пример 13.
Как видно из 11-го такта, я всегда стараюсь максимально использовать открытые струны Это еще один ролл, который поможет вам прокатиться без билета со скоростью 100 миль в час. Запомните, как работают руки, и постарайтесь довести исполнение этого приема до автоматизма. 12-й такт представляет собой типичную блюзовую концовку F9 — Е9.
Пример 14
А вот одна из тех редких джаз-блюзовых фраз, которые несут в себе непростое гармоническое содержание, но при этом исполняются довольно легко. Когда вы сыграете ее перед своими друзьями они скажут «ого», а вы скажете «ерунда». Но если вы запутаетесь в пальцовке правой руки, то вы скажете «ого», а ваши друзья ничего не скажут.
Пример 15.
В 5-м такте вы найдете превосходную фразу, которую можно сыграть на аккорд D7. В 6-м такте она повторяется с небольшой вариацией, предваряя аккорд А7. Обратите внимание на два важных момента:
1) ноты на открытых струнах следует брать как можно чище, потому что, чем дольше они будут звучать, тем лучше будет слушаться фраза;
2) помните о пальцовке для правой руки.
Пыталась играть на акустической гитаре блюз, но что-то никак не получалось, ну совсем! А здесь все так подробно, сейчас брынькаю, и что-то вроде бы из этого выходит! Большое спасибо автору!
в детстве помню что родители хотели меня сдать в музыкальную школу на гитару,но увы не получилось в связи с переездами по городу,ну после 16 лет начал сам учится на гитаре пытался чючють получалось,пытался играть и в стиле блюз но не выходило(
но сам стиль довольно таки хорош )
мне нравится!)
Спасибо, интересный курс.
Играю на гитаре дома, для души,
пробовал и блюз (очень нравилось), но что-то не покатило,
может не хватало техники.
Переключился на классику – получатся и техники поднабрался. А вот сейчас прочитал
решил опять сыграть.