“Если от музыкального инструмента исходит странный шум, то этот музыкальный инструмент — гитара… За это я ее и люблю.” — Фрэнк Заппа (Frank Zappa)

Мне очень нравятся эти слова старины Фрэнка. Хотя я и не считаю, что какие-то из примеров ниже можно считать странным шумом, мне нравится то, что можно получить только с помощью гитары, и нравится создавать музыку, которую можно создать только на гитаре.

Гитару делает уникальной тот факт, что одну ноту можно сыграть не одним способом, а часто тремя или даже четырьмя. Кроме того, ноты можно выделять и подчеркивать с помощью слайдов, бендов, открытых струн, флажолетов, хаммер-онов, пулл-оффов.

Техника перекрестных струн подразумевает комбинации зажатых и открытых нот на струнах, расположенных не по соседству, при игре гамм, мелодий или фраз. Также это отличный способ научиться увереннее двигаться по грифу.

Такая техника позволяет получать уникальное звучание даже из относительно простых гамм. Как только вы научитесь этому, попробуйте разнообразить собственные фразы и пассажи такими ходами. Я часто предпочитаю флажолет или открытую струну зажатой ноте. Если мне кажется, что такой вариант звучит более интригующе, я беру его.

Ниже я привел несколько полезных гамм в распространенных открытых строях, а также примеры для каждого строя.

Эти примеры можно менять и получать другие гаммы. Например, в гамме E минор можно повысить ноту C до C# и поэкспериментировать с Е-дорийским ладом (E-F#-G-A-B-C#-D).

EADGBE (стандартный строй)

Пример 1 — это обычная гамма G мажор (G-A-B-C-D-E-F#), которую можно легко превращать в разные лады. (Совет: понизьте F# до F, чтобы получить миксолидийский лад, или повысьте C до C#, чтобы получить лидийский лад.)


Я считаю, что Пример 2 весьма полезен, потому что гамма Е минор (E-F#-G-A-B-C-D), которая также называется Е-эолийским ладом, очень распространена среди гитаристов. Ее также можно менять, преобразовывая в различные лады. Например, можно повысить ноту С до C# и получить Е-дорийский лад.


Пример 3 дает вам возможность потренировать звукоизвлекающую руку. Это необычный вариант перемещения по двухоктавной гамме Е-эолийского лада.


Пример 4 — аппликатура гаммы G мажор. Большинство нот расположены на седьмом ладу, что значительно облегчает игру интересных фраз. Поэкспериментируйте с миксолидийским ладом и блюзовой гаммой, добавляя b5 (Db) и b7 (F).


В Примере 5 мы вновь возвращаемся в Е минор. Добавьте сюда Bb, и ваше звучание станет похожим на стиль Джерри Рида (Jerry Reed) и Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel).


В Примере 6 мы посмотрим на отрывок из композиции “Time’s Arrow”. Здесь я использую ноты Е-эолийского лада с нотой С в басу, а также добавляю несколько флажолетов для разнообразия.


Следующий пассаж (Пример 7) взят из композиции “Bounce”. В нем мы сталкиваемся с комбинацией игры через струну, хаммер-онов и нескольких флажолетов.


Строй DADGAD на акустике

Пример 8 исполняется в альтернативном строе DADGAD. Просто понизьте шестую и первую струны на целый тон (до ноты D). Вторую струну также следует понизить на целый тон (до ноты А). В нашем примере мы придерживаемся гаммы D мажор (D-E-F#-G-A-B-C#).


Мне нравится звучание D-дорийского лада (D-E-F-G-A-B-C) в строе DADGAD. Пример 9 — один из возможных вариантов того, как можно воспользоваться его преимуществами.


Мажорная пентатоническая гамма (1-2-3-5-6) также отлично вписывается в строй DADGAD. Пример 10 продемонстрирует вам, как работать с пентатоникой D мажор (D-E-F#-A-B).


Пример 11 построен на минорной пентатонической гамме (1-b3-4-5-b7); здесь мы имеем дело с пентатоникой D минор (D-F-G-A-C).


Хотя строй DADGAD успешно проявляет себя как в мажоре, так и в миноре, экзотические звучания можно получать довольно легко. В Примере 12 я разработал аппликатуру для гаммы, которую можно назвать по-разному. Она известна как D-фригийский доминантный лад (D-Eb-F#-G-A-Bb-C) или как пятый лад гармонического минора G. Попробуйте!


DADGAD плюс миксолидийский лад дают звучание в духе британского фолка. Основанный на D-миксолидийском ладе (D-E-F#-G-A-B-C), Пример 13 звучит весьма необычно. Помните: все это лишь основы, которыми необходимо овладеть в совершенстве. Если вы хотите превратить их в музыку, дело за вами!


Вот что я имею в виду, говоря о создании музыки из гамм. Пример 14 — это отрывок из композиции “El Camino De La Muerte.” Здесь мы играем в строе DADGAD с каподастром на втором ладу. Отрывок по большей части основан на D-миксолидийском ладу.


Строй DADF#AD (open D) на акустической гитаре

Неудивительно, что строй open D отлично подходит для игры в тональности… D. В Примере 15 представлена основная мажорная гамма с использованием открытых струн.


Мажорная пентатоническая гамма обычно полезнее полной мажорной гаммы. Попробуйте Пример 16 — пентатоническую аппликатуру — и подумайте, как вы можете превратить его в мелодии. Совет: Не бойтесь менять басовую ноту.


Пример 17 — это краткий пассаж из композиции “A Little Gift”, исполняемый в рамках мажорной гаммы с каподастром на четвертом ладу (он звучит, как в тональности G). Здесь я комбинирую мажорную пентатонику и мажорную гамму.


Строй CGCGCE (open C)

На очереди строй open C. Для него вам, возможно, потребуются более толстые басовые струны. Опустите шестую струну до ноты C, пятую до G, четвертую до C, вторую до C. Пример 18 — это простая мажорная гамма, а Пример 19 представляет собой альтернативную аппликатуру.


Мажорная пентатоника С (C-D-E-G-A) показана в Примере 20. Помните о том, что эта гамма очень полезна.


Переходим к С-дорийскому ладу (C-D-Eb-F-G-A-Bb) (Пример 21). Большая часть этих нот играются зажатыми, поэтому поэкспериментируйте с опусканием ноты A до Аb. Это даст эолийское звучание. В Примере 22 показан другой вариант аппликатуры для С-дорийского лада.


Как вы видите, даже при строе мажорного аккорда всегда можно играть и в миноре. Пример 23 — это минорная пентатоника С (C-Eb-F-G-Bb) на три октавы.


В Примере 24 мы коснемся блюзовой гаммы С (C-Eb-F-Gb-G-Bb). Здесь намешано довольно много всего, поэтому просто выберите то, что нравится именно вам. В Примере 25 мы расширяем блюзовую гамму С, добавляя к ней D (2), что дает более джазовое звучание.


Последние несколько примеров покажут вам, как можно использовать все это на практике. Вот отрывок из “The Lark” (Пример 26) с каподастром на втором ладу. Каподастр смещает звучание в тональность D.


Пример 27 также взят из композиции “The Lark”. Здесь видно, как с помощью нот на открытых струнах можно подчеркнуть аккордовую прогрессию.


Следующий пример (Пример 28) взят из “Coyote”. Я привел два варианта в разном темпе. Играть его на большой скорости не так просто, но интересно.


Заключительный на сегодня пример взят из “M Street Breakdown”. Он демонстрирует, как можно получить звучание миксолидийского лада в строе open C. Удачи!

Добавить комментарий