В переводе с итальянского языка слово «каподастр» означает «начальный лад». Это прибор, позволяющий укоротить длину вибрирующей части гитарной струны. Он зажимает струны позади нужного лада, как бы заменяя прием «баррэ» и перенося таким образом нулевой лад (или порожек) вперед.
Гитаристы пользуются каподастрами по разным причинам. Одни меняют с его помощью тональность и играют легкие аппликатуры открытых аккордов в более высоких позициях, другие стремятся достичь более высокого, «искрящегося» звучания мандолины — ведь аккорды в открытых позициях в высоком регистре звучат особенно интересно (послушайте, например, “Here Comes the Sun” группы Beatles). Также каподастр позволяет делать необычные аранжировки для двух гитар, когда одна гитара играет свою партию без каподастра, а другая — с ним. Вторая партия звучит в той же тональности, что и первая, но воспринимается по-другому. (Пример — “Time in a Bottle” Джима Кроуса (Jim Croce).)
Как научиться играть на гитаре с каподастром?
Начать освоение возможностей, которые дает каподастр, можно с пяти аппликатур “CAGED”. Это аппликатуры, характерные для мажорных аккордов C, A, G, E и D. Обычно гитаристы знакомятся с ними в самом начале обучения. На РИС. 1 показаны эти аппликатуры для аккорда С мажор в разных позициях по всему грифу. В некоторых случаях они требуют баррэ указательным пальцем, что может вызвать некоторые сложности в исполнении.
Сегодня я покажу вам, как с помощью каподастра можно обходиться без баррэ и играть простыми аппликатурами в любой тональности. Для этого достаточно всего лишь установить каподастр на соответствующий лад. Например, аккордовую прогрессию F-G-C, показанную на РИС. 2а, можно играть с каподастром на третьем ладу.
Тогда вам понадобятся всего лишь аппликатуры вида D, E и А (см. РИС. 2b), ведь благодаря каподастру, это и будет звучание аккордов F, G и C соответственно. А если сыграть обе партии в две гитары, получится отличная стереофоническая гармония.
Попробуем применить эту идею к современной поп- и рок-музыке. На РИС. 3а — аккордовая прогрессия в тональности С с общими нотами на первой, второй и третьей струнах, исполняемая арпеджио без каподастра. (В четвертом такте шестую струну следует зажимать большим пальцем.)
Партия на РИС. 3b имеет ту же ритмическую схему, но играется с каподастром на пятом ладу. В этом случае мы сталкиваемся с совершенно другими аппликатурами. Мы как будто бы играем в тональности G, но каподастр транспонирует звучание в тональность С.
Если сыграть обе партии одновременно (на двух гитарах, разумеется), выйдет очень здорово. Особенно если пустить одну партию в левый канал, а другую — в правый (послушайте трек ниже).
На РИС. 4а и 4b вы увидите еще один пример такого «дополняющего» подхода, в данном случае применительно к арпеджио, исполняемым пальцевой техникой. Первая партия — в тональности С без каподастра. Вторая партия — с каподастром на десятом ладу. Тональность при этом сохраняется. (Последний трек — обе партии вместе.)
Табы и ноты к этим упражнениям можно скачать с помощью формы ниже:
Некоторые музыканты используют несколько каподастров одновременно. Этот трюк работает с каподастрами, зажимающими не все струны одновременно, а лишь несколько. Так играет, например, Адриан Легг (Adrian Legg). Послушайте также хит Джеймса Тейлора (James Taylor) “Your Smiling Face”. Там гитарист сдвигает каподастр в начале каждого куплета прямо во время игры, чтобы играть в другой тональности, сохраняя при этом аппликатуры аккордов.
Если Вам понравился урок, а Вы до сих пор не подписаны на Гитаршколу, сделайте это немедленно, чтобы не пропустить следующие интересные уроки.
Спасибо за интересный урок. На днях как раз купила каподастр, теперь осваиваю новую технику)