Важное преимущество гитарного грифа заключается в возможности исполнения фраз с большими интервалами. В этом нам помогают открытые струны. Аккорды с открытыми струнами встречаются в прогрессивной музыке очень часто, ведь они делают обычные аккорды гораздо интереснее. Их нередко можно услышать в репертуаре таких гитаристов, как Алекс Лайфсон (Alex Lifeson), Джон Петруччи (John Petrucci), Миша Мансур (Misha Mansoor), Тосин Абаси (Tosin Abasi) и многих других.
Если вы предпочитаете стандартный строй, в вашем распоряжении находятся ноты E, A, D, G и B, которые вы можете добавить к аккордам. Например, сыграйте трезвучие А мажор на втором ладу на струнах 3–1 (A–C#–E). А теперь замените ноту C# открытой второй струной (B). Получился аккорд Asus2 (A–B–E), звучащий гораздо более заманчиво, чем простой аккорд А.
Использование аккордов с открытыми струнами
Проще всего брать простые аппликатуры – например, аппликатуру открытого аккорда Е – и сдвигать их вверх и вниз по грифу, не приглушая при этом две верхних струны (B и Е соответственно). При исполнении Примера 1 зажмите четыре нижних струны и сдвигайтесь вверх и вниз по грифу. Так вы получите необычные варианты аккордов, извлечь которые другим способом невозможно. Эти аккорды нельзя назвать диатоническими, ведь они состоят из нот разных гамм, но открытые струны являются связующим звеном для их составных частей.
Пример 2 основывается на том же принципе. В данном случае начинаем с аккорда B5. Две верхних струны звучат, а басовая нота меняется. Этот пример работает, потому что в данном случае аккорд удерживается не только за счет открытых струн, но и за счет нот F# и B на четвертой и третьей струнах соответственно. Напряжение нарастает с аккордом F#11, когда нота В на третьей струне переходит в ноту A# – терцию аккорда. Но на открытой второй струне все еще продолжает звучать нота В, что дает интервал в малую секунду по отношению к ноте A#.
Пример 3 предполагает классическое аккордовое движение в аппликатуре С мажор. Мы смещаемся на два лада вверх по грифу и получаем аккорд Dadd11 с открытыми струнами. Это звучит очень даже неплохо, потому что зажатые ноты меняются, а открытые остаются прежними. В результате получается нечто более интересное, чем обычный аккорд D. Вторые два такта включают зажатые ноты на четвертой, третьей и первой струнах и открытую ноту на второй струне. На фоне басовой ноты Е эти аппликатуры дают яркое звучание Е минора.
Переходим к Примеру 4. Здесь явно чувствуется влияние творчества Марка Холкома (Mark Holcomb) из группы Periphery. Пример предполагает целую серию аккордов с открытыми струнами. Подобные аккорды легче извлекать, если концентрироваться на зажатых нотах, а открытые струны рассматривать как своего рода гармонический «шум». В прогрессивной музыке это очень даже неплохо работает.
Давайте разберем данные аппликатуры. В первом такте мы встречаемся с аккордом Dm11, представляющим собой сочетание двух нот аккорда D минор с открытыми третьей и первой струнами (G и E), являющимися 11 и 9 ступенями соответственно. Следующий аккорд – по сути, трезвучие С мажор на струнах 5–4–3 с добавленными нотами Е на верхних струнах. Аппликатура аккорда Am11 включает в себя открытую пятую струну. Последние два аккорда подразумевают ту же аппликатуру, сдвинутую вверх по грифу. При смещении к 8 ладу функции открытых четвертой и первой струн переходят с 3 и #11 к 13 и 7 ступеням. В данном случае очень важен точный строй гитары.
Аккордовая прогрессия Примера 5 основана на соответствующей партии в композиции “Fly Away”. Цель данной последовательности – создать интересное звучание с открытыми струнами.
Партия второй гитары для данной композиции приведена в Примере 6. Данный пассаж исполняется в районе 6 позиции и предполагает рисунок на трех верхних струнах на фоне смещения басовой линии по четвертой струне. Исполнение обеих партий одновременно обеспечивает хороший гармонический фон для соло.
Пример 7 развивает эту идею. На нем можно хорошо потренировать работу звукоизвлекающей руки. В данном случае мы исполняем серию аккордов на струнах 4–3–2, а струна 1 остается открытой. Как и в предыдущих примерах, этот общий (или педальный) тон связывает друг с другом аккорды, которые в ином случае звучали бы весьма дисгармонично.
Заключительный на сегодня рифф (Пример 8) написан под влиянием творчества гитариста Animals as Leaders Тосина Абаси. (Но следует отметить, что он предпочитает играть на восьмиструнной электрогитаре.) Эти аккорды основаны на Е-лидийском ладе (E–F#–G#–A#–B–C#–D#) и включают в себя шестую и вторую струны. По сути, мы играем аккорды maj13 с открытой второй струной, но благодаря большому диапазону нот они звучат очень свежо. Тосин мастерски работает с подобными аппликатурами, поэтому послушать его музыку очень полезно.
Конечно, сегодняшний урок – лишь капля в море возможностей, которые открываются с использованием открытых струн. Лучшим вариантом для любого гитариста будет углубление в эту тему и разбор как можно большего количества композиций в стиле прогрессив. Если вас заинтересует этот вопрос, попробуйте претворить эти и другие подобные идеи в жизнь на следующей же репетиции.
Удачи!