Когда я только начинал играть на гитаре, мне в руки попалось интервью с Джеффом Беком (Jeff Beck), поразившее меня до глубины души. Но лишь через несколько лет я действительно осознал, что Джефф Бек имел в виду, когда говорил о том, что ему нравится играть легкие вещи, которые звучат очень сложно.

Ноты на открытых струнах как раз и относятся к этой категории. Конечно, в том случае, если пользоваться ими с умом. И сегодня мы подробнее поговорим о том, как такие ноты могут стать источником новых идей для соло. Вы увидите, что они способны сделать вашу игру разнообразнее и ярче.

Интересно то, что в ритм-партиях ноты на открытых струнах встречаются постоянно, но вот когда дело доходит до соло, гитаристы почему-то забывают о них. Это не очень хорошо, ведь их использование в соло — очень эффективный прием.

Помимо того, что их легко играть, они обладают целым рядом других преимуществ: они доступны всегда, вне зависимости от того в какой позиции вы играете. Их можно вставлять в самые разные тональности (подумайте об этом!), а их звучание очень яркое и звонкое, чего нельзя сказать о многих нотах, извлекаемых на зажатых ладах. Сравните звучание открытой первой струны (нота Е) со звучанием той же ноты, взятой на пятом ладу второй струны. Вы сразу поймете, о чем я.

Ноты на открытых струнах в соло

Приведу несколько примеров, чтобы показать, насколько велик потенциал нот на открытых струнах. РИС. 1 — это восходящий пассаж в тональности Е-натуральный минор (E F# G A B C D) с нотой G (открытая третья струна) в качестве педального тона. При этом левая рука движется по грифу, выполняя серию быстрых хаммер-онов и пулл-оффов. Такой пассаж позволяет плавно подниматься по грифу, не выбиваясь из ритма.

Пример использования открытых струн в соло


 

На РИС.2 вы видите еще одну восходящую фразу в Е миноре. На этот раз функцию педального тона выполняет нота В (открытая вторая струна). Здесь мы всего лишь двигаемся вверх по грифу по хроматической гамме, не более того. Данная фраза имеет хроматический характер, поэтому мы играем несколько «внешних» нот (не входящих в гамму тональности Е минор). Но благодаря повторяющейся ноте В (квинте гаммы Е минор) фраза не выбивается из тональности. Кроме того, в заключительной части она разрешается в соответствии с требованиями тональности.

Ноты на открытых струнах позволяют нам легко и эффективно обыгрывать арпеджио, и РИС. 3 — хороший тому пример. Аккорды, обыгрываемые в данном примере (B Em E Am), проставлены над табулатурой. Во вступлении к композиции «Am I Evil?» (Kill ’em All) я пользуюсь этим приемом для арпеджио В и Е минор, обыгрывая их на второй струне.

Ноты соло с открытыми струнами


 

РИС. 4 — минорная фраза из третьего и четвертого тактов соло в композиции «The God That Failed» (Metallica). Здесь я играю на второй струне в рамках Е-гармонического минора (E F# G A B C D#), а нота Е на открытой первой струне является педальным тоном. Эту идею я позаимствовал у Rolling Stones (композиция «Paint It Black»). Первая струна в данном случае придает фразе восточный колорит и напоминает звучание ситара. Отмечу, что этот пассаж я играю переменным штрихом: даунстроки на все ноты на второй струне и апстроки на все ноты Е на открытой первой струне.

Соло The God That Failed

Добавить комментарий