Если вы играете блюз и хотите разнообразить свою игру, попробуйте добавить в нее элементы других жанров. Классический соул шестидесятых годов двадцатого века, со своими мягкими гитарными риффами и мелодичными вставками — отличный вариант! Музыка соул, произошедшая от госпела и ставшая основой для фанка и диско семидесятых годов, пользуется популярностью и сегодня. Такие группы, как Tedeschi Trucks Band (в составе которой играет мастер слайда Дерек Тракс (Derek Trucks), активно поддерживают ее на плаву.

Соул имеет много общего с блюзом, но часто отходит от стандартной двенадцатитактовой формы. Гармония соула выходит за рамки доминантных аккордов, а инструментальные секции можно назвать прямо-таки неземными.

Давайте посмотрим, как можно украсить партии ритм-гитары влиянием соула. Начнем с разбора гармоний.

Гармонии для ритм-партии соул-гитары

В соуле очень часто встречаются аккорды 7sus. По сути, это трезвучие на фоне басовой ноты. Самые распространенные типы таких аккордов — это bVII/I и IV/V. В тональности А это будут аккорды G/A и D/E.

Проанализируем интервальную структуру аккорда G/A: тоника (A), b7 (G), 9 (B) и 11 (D). Видим, что его нельзя назвать чисто мажорным или чисто минорным. Этот аккорд можно брать несколькими способами (см. ниже). Попробуйте представить его как трезвучие G мажор на фоне басовой ноты А.

Как играть соул на гитаре

Чтобы продемонстрировать вам ритм-партии в А, я записал несколько музыкальных примеров, в которых я заменил аккорд 7sus на аккорд V (в нашем случае аккорд Е). Эти ритмы можно играть как в середине, так и в конце композиции.

Упражнения для соул-гитары:

Первый пример (Пример 1) основан на идеях органной музыки и состоит из нескольких трезвучий. Трезвучие C# dim дает нам звучание А7, а во втором такте я играю свой любимый аккорд 7sus с трезвучием D на трех верхних струнах и нотой Е на пятой струне.

Секрет в том, что, благодаря эффективной фразировке, D/E в итоге разрешается в А. Обратите внимание на то, что самая верхняя нота не меняется, а две следующие за ней ноты разрешаются вниз с шагом в целый тон или меньше. Завершим этот пример секстовыми слайдами от терции к тонике.


Ноты и табы для соул гитары


Пример 2 звучит несколько более джазово, но благодаря шестой ступени вместо пониженной седьмой его гармония производит более плавное впечатление. Аппликатура аккорда 7sus очень проста — баррэ на четырех струнах на седьмом ладу. Такой вариант звучит более плотно, чем предыдущий, ведь он включает две последовательных четвертых ступени. В качестве разрешения сыграем терции слайдами на второй и третьей струнах. Думаю, они отлично подойдут нам в данном случае.


Соул на гитаре с полубаррэ и слайдом


Пример 3 начинается с нескольких плотных 13х аккордов. Они мне очень нравятся, потому что имеют в басу b7, что производит впечатление того, что гитарист действительно знает, что делает! Что касается аккорда 7sus, обратите внимание на следующее. Конечно, можно найти такие аппликатуры, которые содержат трезвучие и басовую ноту, но эта басовая нота нам нужна далеко не всегда, особенно если ее играет басист. В нашем случае мы играем простое трезвучие D на трех верхних струнах, а ноту Е оставляем басисту. В завершение несколько нисходящих секст на первой струне. Такие хроматические ходы делают звучание еще интереснее.


Соул партия для гитары с хроматическими ходами


Пример 4 исполняется в нижнем регистре гитары и включает ноты на открытых струнах, давая аккорд А13. Если играть такие фразы, не глуша струны, это создаст очень атмосферное звучание. Не забудем также и аккорд 7sus: открытая шестая струна дает V ступень (нота Е), а аккорд IV (D) смещается вниз и разрешается в аккорд I (A). Фраза завершается дабл-стопами в духе Джерри Рида (Jerry Reed) с блюзовой нотой b5 (Eb) на второй струне.


Партия ритм-гитары в стиле соул с открытыми струнами


Наш последний пример (Пример 5) — это шестнадцатитактовый джем на фоне прогрессии в стиле госпел-блюз (A7-B7-D7-A7). Это прогрессия вида I-II-IV-I, и переход от I к II очень украшает ее. Чтобы еще больше приблизиться к соулу, на повторении можно добавить аккорд E7sus (IV/V) в конце, который вновь приведет нас к тонике. Для этого нужно всего лишь немного изменить бас, ведь основой является трезвучие D, а бас смещается к V (Е).

В первых четырех тактах мы играем трезвучия на верхних струнах и сдвигаемся вверх на целый тон: от А к В. На фоне D7 мы играем трезвучия C и D, чтобы наметить звучание D7sus. В заключение исполним несколько нисходящих терций, чтобы сделать звучание еще мелодичнее.


Соул джем для гитары

Это действительно помогает почувствовать особенности соул-гитары. Мы играем ритм-партии, но их фразировка интригует. Это не просто аккорды боем — хотя, конечно, можно играть и так, и на записях Motown это встречается постоянно. Чтобы разнообразить звучание, соединим аккорды небольшими вставками из секст и терций.

В такте 5 мы встречаем несколько дабл-стопов, которые дают отличную основу для аккорда B7 (вообще-то, это B9). Так мы приходим к D7, который можно украсить блюзовым дабл-стопом, после чего перейти к E7sus, который мы уже рассматривали выше.

Фигуры в тактах 9-12 напоминают стиль Скотти Андерсона (Scotty Anderson) и его уникальные дабл-стопы. Конечно, сложно сыграть их так же технично и быстро, как сделал бы Скотти, но они в любом случае отлично подходят к нашей идее.

Далее играем несколько терций и секст и переходим к заключительной части. Последние четыре такта основаны на идее аккордов B9 и B7sus. Любой аккорд 9 хорош тем, что если сдвинуть терцию на полтона вверх (к кварте), получится аккорд 7sus, который делает мелодию очень интересной.

  1. Марк:

    Если бы во всех аккордах вы добавляли бы диаграммы аккордов, было бы проще. Я только сейчас узнал, как играется аккорд b7 на гитаре.

  2. vladimir sholom:

    то что очень нужно!!!спасибо!

Добавить комментарий