Пару лет назад мой приятель был на концерте Snarky Puppy в одном из клубов города Дентона, штат Техас. Он привел с собой жену. После особенно крутого соло на клавишах она сказала: «Супер! Под такие соло действительно можно танцевать!»
Первое время идея игры соло, под которые можно танцевать, казалась мне очень странной. Но чем больше я ее обдумывал, тем больше она нравилась мне. Послушайте, к примеру, любое соло Вилли Уикса (Willie Weeks), Бернарда Райта (Bernard Wright), Мэйсио Паркера (Maceo Parker) или Джонни Уотсона (Johnny “Guitar” Watson). Никто из них не играет на ударных, но даже и без ритм-секции их соло звучат очень ритмично.
Поэтому сегодня мы посмотрим, как добавить вашим соло чуть больше буги. Ну или просто сделать их по-настоящему заводными. Идеи, которыми я поделюсь с вами, можно применять к очень многим музыкальным стилям. Все примеры написаны в тональности Е, потому что нет такого гитариста, который бы не любил эту тональность.
Начнем с серии фраз на основе пентатоники/блюзовой гаммы Е минор на фоне ритма в стиле Принса (Prince) (см. упражнение 1). Этот ритм был особенно популярен в начале восьмидесятых годов двадцатого века благодаря таким хитам, как “Controversy” и “Let’s Work”. Наша цель — стараться, чтобы ноты звучали кратко, отрывисто и живо. Обратите особое внимание на четвертый такт, где шестнадцатые ноты приходятся на сильную долю. А в шестом и седьмом тактах четко прослеживается шаффловый грув, накладываемый на ритм ровными восьмыми. Хорошо освоив это упражнение, попробуйте уменьшить количество нот в нем, увеличив их длительность. Если вам интересна эта концепция, послушайте творчество джазового гитариста Уэйна Кранца (Wayne Krantz), особенно его композицию Two Drink Minimum.
Мои любимые гитаристы — это, пожалуй, Джо Уолш (Joe Walsh) и Дон Фелдер (Don Felder). Их стиль игры нельзя назвать фанком, но то, как они используют дабл-стопы в сочетании с глубокими бендами и стаккато, всегда казалось мне самым что ни на есть настоящим фанком. Упражнение 2 навеяно их творчеством. Аккомпанемент к нему чем-то напоминает “Too Many Hands” группы Eagles, но сама идея применима и в других ситуациях. Включите хороший овердрайв и сделайте последний бенд фразы особенно сочным!
Упражнение 3 — это небольшой эксперимент. Я позаимствовал ритм из “Black Cow” группы Steely Dan (с альбома Aja — если в вашей коллекции его еще нет, обязательно приобретите — он того стоит) и добавил к нему несколько дабл-стопов в духе Скотти Андерсона (Scotty Anderson). И, конечно, я не обошелся без пары трюков рычагом в стиле Джеффа Бека (Jeff Beck). Вы спросите: зачем все это? Просто мне всегда казалось, что игра кантри-фраз на фоне фанкового ритма — хороший способ создать настоящее танцевальное соло. Кроме того, мне очень нравится наблюдать за движениями рычага. А ведь танцевать гораздо легче, если ты в хорошем настроении. Лучше всего играть это упражнение без медиатора.
Мне всегда нравилась бас-гитара. Некоторые из моих любимых музыкантов (в том числе и соло-гитаристов) по своей сути басисты. Мне кажется, они быстрее и легче всех находят решение этой непростой задачи — сыграть соло, под которое можно танцевать. Наш следующий пример представляет собой фразы в духе “Black Cow” в сочетании с интервалами дорийского лада. Обратите внимание на то, как вы играете ноты G, A и В в первом такте. Их нужно исполнять особенно эмоционально. Что касается эффектов, здесь не помешает октавер (как в примере), фейз-шифтер или фильтр огибающей.
Ноты и табулатуры к упражнениям 4-6 Вы можете скачать по ссылке ниже:
Упражнение 5 возвращает нас к ритму Принса. Эта фраза богата на легато и прием игры через струну, поэтому ее вполне можно отнести к стилю фьюжн. Она непроста в ритмическом плане, поэтому начинайте играть медленно. Я рекомендую играть ее как пальцами, так и медиатором. Играя первые пять восходящих фигур, первую ноту берите медиатором и приемом легато переходите от второй ноты к третьей. Затем средним или безымянным пальцем (я в данном случае предпочитаю безымянный) играйте четвертую ноту. Играя три нисходящие фигуры, делайте пулл-офф и хаммер-он, а последнюю ноту играйте пальцем. По-моему, очень клево. Попробуйте что-то подобное на репетиции, а потом расскажете мне, что получилось.
И в заключение — фраза, буквально нашпигованная шестнадцатыми нотами. В конце мы украсим ее хроматизмами для придания ей особого колорита. Кроме того, она подразумевает несколько аккордовых смен. Особенно тщательно проработайте пассаж из шестнадцатых нот с хроматизмами в четвертом такте, которым завершается фраза. Как и в случае упражнения 5, играйте ее медленно.
Ну вот и все. Надеюсь, вы уже превратились в настоящую соло-машину. Теперь вы спокойно можете уволить вашего барабанщика — он вам больше не понадобится. Все равно он постоянно опаздывает на репетиции..)
Тот, кто действительно хочет научиться играть на гитаре, должен подписаться на Гитаршколу. Подписывайся и получай бесплатные и платные уроки гитары.
А где табы к двум последним соло? Добавьте пожалуйста.
Ноты и табулатуры к упражнениям 4-6 Вы можете купить, нажав на кнопку «Купить».
Точняк. не заметил, спасибо!
Спасибо за табы, вот прям самое то)