Сегодня мы продолжаем говорить о гитарных фразах и трюках сессионных гитаристов. Начало этого урока Вы можете прочесть здесь.

В низкий регистр

Другая сторона этого подхода — техника, которую можно встретить в композиции Люка Брайана (Luke Bryan) “We Rode in Trucks”. Тоника аккорда находится на одной из трех басовых струн, а мелодия исполняется на струне выше (Пример 6). Мне очень нравится делать хаммер-он к терции, что возвращает нас к фразе из “All About Tonight”, о которой мы уже говорили ранее. Этот трюк возможен, только если одна или более открытых струн сочетаются с тональностью композиции, поэтому вам придется быстренько сообразить, на какой лад поставить каподастр.

Игра на гитаре с каподастром

Прием «перетекания»

Эта техника проста в исполнении, но требует тренировки для достижения качественного звучания. Иногда требуется что-то, что будет объединять ходы при смене аккордов, поэтому нужно тщательно выбирать ноты. Допустим, мы имеем дело с прогрессией Em-C-G-D, два аккорда на один такт. Найдем ноты, общие для каждой аккордовой пары в такте. Em и C имеют общие ноты E и G; G и D — ноту D.

Это безопасный путь. Но вы можете также играть ноты или нотные пары, которые слегка искажают аккорд и расширяют его. Нота D на фоне Em и C превращает их в Em7 и Cadd9 соответственно. Звучит очень здорово! Переход от G к D в данном случае очень выразителен, поэтому лучше придерживаться аккордовых тонов. Чтобы внести немного разнообразия, вы можете сыграть пребенд на G и отпустить его к F# на аккорд D. Или сделать то же самое, но с пребендом на ноту B и выходом из бенда к A (Пример 7).

Этот подход можно успешно применять, если вам известны аккордовые тона. Имейте в виду: Вам потребуется дилей и реверберация, если вы хотите добиться еще большего эффекта. Большинство гитаристов используют педаль громкости, но если у вас подходящая гитара (например, Стратокастер), можно сделать это и «вручную».

Крутые эффекты на электрогитаре

Расширения аккордов

Раз уж мы начали говорить о влиянии нот на аккорды гармонии, давайте упомянем и расширения. Помню, как я, еще школьником, сидел с другом, и мы играли на гитарах — один из нас играл разные трезвучия и дабл-стопы, а другой — аккорды боем в качестве фона. Так мы экспериментировали с влиянием трезвучия на аккорд гармонии.

Идея в том, что вы играете ноты, не входящие в основное трезвучие, и используете их для изменения основных аккордов композиции. Если басист играет ноту С, акустический гитарист играет открытый аккорд С, гитарист с электрогитарой — пауэр-аккорд С, а вы играете дабл-стоп В и D в высоком регистре, в итоге звучит аккорд Cmaj9, что очень даже неплохо. Если вы играете G и Bb, получается C7 — классика блюза! Сессионные гитаристы всегда знают, как можно расширить аккорды, что это даст и когда есть смысл применить этот ход. Пример 8 демонстрирует, как можно использовать этот трюк на фоне стандартной прогрессии.

Расширение звучания аккордов на гитаре

Простые слайды

Чаще всего слайд используется для придания звучанию текстуры, а не для шреда в духе Дерека Тракса (Derek Trucks) и Сонни Ландрета (Sonny Landreth), поэтому здесь мы ограничимся аккордовыми тонами и парой несложных фраз. В любом случае, это очень интересно. Научиться вести мелодию с слайдами мизинцем стоит того! Слайды напоминают звучание вокала, поэтому эта техника — источник запоминающихся и мелодичных фраз. Вот почему гитара Роб МакНелли (Rob McNelley) буквально поет на записях.

Но следует быть осторожным и следить за тем, чтобы струны звучали только тогда, когда это нужно. Придумайте простую мелодию, аналогичную той, что мы использовали, когда говорили о фразах “My Kinda Party”. Также вам понадобится знание соответствующих аккордов для приемов «перетекания» и расширения. Аккордовые тона всегда безопасны, расширения придают остроту. Не забудьте привести фразу к логическому концу (Пример 9).

Использование приема слайд на электрогитаре

Многоточие…

Вы добрались до Примера 10, поэтому давайте сделаем паузу и дадим мозгу передохнуть. Пусть теперь поработает педаль. Дилей — это замечательный эффект! Такая педаль может даже играть за вас. Восьмая нота с точкой равна трем шестнадцатым, а дилей с восьмой нотой с точкой означает, что вы играете ноту один раз и через три шестнадцатых она повторяется. При соответствующей настройке она будет повторяться через каждые три шестнадцатых ноты, что придаст мелодии синкопированности (Пример 10).

Если вы играете прямые ноты на фоне синнкопированного рисунка дилеем, дилей берет на себя заполнения между нотами, которые играете вы, и превращает довольно скучную фразу в нечто весьма любопытное. Для этого вам понадобится дилей с возможностью программирования темпа. Лучше всего задать темп на четверти, играть восьмыми и установить дилей на восьмые ноты с точками.

Табы и ноты для гитары с дилеем

На этом урок о студийных гитарных трюках подошел к концу. Если Вы хотите поделиться своими трюками и фишками на гитаре, расскажите о них в комментариях.

Добавить комментарий