Дело не в гитаристе. Но и не в басисте, клавишнике, барабанщике или в ком бы то ни было еще. Дело во всех вас вместе, и — что еще важнее — в самой композиции. Недавно мой коллега по группе сказал мне, что быть членом группы — высшая форма социализма, и я согласен с ним. Я играю в группе практически всю жизнь и именно там я чувствую себя наиболее комфортно. Когда каждый из нас, заходя в репетиционный или концертный зал, оставляет свое эго за порогом и мы играем друг для друга и для музыки, это поистине волшебно. Аранжировками и оркестровками для группы я заинтересовался сразу как взял гитару в руки. То, как все детали складываются в одно, завораживает меня, и, будучи гитаристом и вокалистом в разных группах, я многому научился, в частности узнал, как сделать аранжировку.
Как сделать аранжировку. Лучше меньше, чем больше
Наверняка вы уже слышали эту мудрость. Наш инструмент — а особенно электрогитара — очень мощный, поэтому будьте осторожны. Не пытайтесь сыграть каждую ноту каждого аккорда. Сыграйте часть аккорда, его обращение, мелодическую линию или продублируйте линию баса. А вот еще одна хорошая идея: не играйте вообще ничего. Для примера я покажу вам восьмитактовую прогрессию (Пример 1), напоминающую творчество Beatles. Если ваши коллеги по группе и так прекрасно справляются с гармонией и ритмом, вы можете и передохнуть.
Придумайте несколько гитарных партий в качестве аранжировки
Еще одна стратегия создания аранжировки: объедините или наложите друг на друга несколько гитарных партий. Это работает особенно хорошо во вступлении или в других важных частях композиции. Например, перед соло. Послушайте Пример 2, написанный в стиле Earth, Wind & Fire.
А здесь нам поможет простой лупер. Начните петлю на Примере 2, а затем на этом фоне сыграйте дабл-стопы — что-то вроде Примера 3. Отлично звучит, правда?
А если по-другому?
Сыграйте аранжировку на другом звукоснимателе или подкрутите ручку тона. А теперь опять возьмем лупер. Для записи Примера 4 (простое буги в тональности G) я практически свел тон на ноль.
Как только у вас получится, верните ручку тона в прежнее положение и сыграйте партию Примера 5. Здесь я совместил двухнотные аккордовые линии с мелодическими бендами.
Помните об уместности в аранжировке
Конечно, ваша впечатляющая гитарная партия звучит очень здорово, но вписывается ли она в данную конкретную композицию? А может, сделать аранжировку песни на другом инструменте, освободив тем самым гитару для того, что лучше подойдет в вашем случае? Например, для плотной ритм-партии?
Звучание, напоминающее банджо (Пример 6) — это тоже неплохо, но когда дело доходит до перкуссивного инструмента, типа пианино, и отличного клавишника. Все кардинально меняется! Переложение этой партии на клавишные открыло композицию по-новому и вывело ее на другой уровень.
Помните: все дело в музыке. Если мелодию и слова невозможно разобрать, потому что гитарист закрывает собой все, что только можно, это неправильно. Сделать аранжировку песни не такое легкое занятие, как кажется на первый взгляд, но и не что-то невозможное.
Когда-то давно мне дали замечательный совет: «Будь лучшим ритм-гитаристом и ты станешь лучшим музыкантом.»
Раньше я и не думал, как сделать аранжировки для гитары. Очень полезный урок.
Сейчас необязательно придумывать аранжировку самому, можно просто купить аранжировку. В интернете полно таких магазинов.