Игра фраз из повторяющихся нот – непростая задача. Этот композиторский прием используется в классической музыке, а также джазе, поп-музыке, блюзе, фолке и роке. У него есть много вариантов и трактовок. Сегодня же мы остановимся на двух: остинато и педальный тон.
Педальный тон на гитаре
Педальный тон представляет собой ноту, проходящую сквозь гармонические изменения. Обычно это самая низкая нота пассажа. Термин берет начало от органной музыки. Орган оборудован набором педалей для исполнения низких нот, на фоне которых органист играет мелодии и гармонии на стандартной клавиатуре. Этот подход дает уникальный гармонический эффект. В роли педального тона чаще всего выступают тоника и квинта той или иной тональности. В Примере 1 вы увидите, как играть педальный тон на тонику и нисходящие диатонические трезвучия в тональности D мажор.
Также в тональности D мажор (Пример 2) можно чередовать трезвучия G и А с педальным тоном на квинту (A).
Кроме того, есть еще два варианта, которые мне хотелось бы продемонстрировать вам. Обратный педальный тон подразумевает ноту, повторяющуюся в верхнем голосе. Пример 3 – это обратный педальный тон на тонику в верхнем голосе.
А теперь попробуем применить эту идею к аккордовой прогрессии. Многие джазовые стандарты характеризуются прогрессиями IIm–V7–I. В Примере 4 видно, как обычная мелодическая нота – сначала это G, затем F – используется по ходу прогрессии в D миноре и прогрессии в C мажоре.
Если общая нота находится в среднем регистре, это называется внутренним педальным тоном. В Примере 5 нота D в среднем регистре проходит по всей прогрессии.
Эта техника встречается в очень многих музыкальных произведениях. Многие музыканты, в том числе Бах (Bach), Ван Хален (Van Halen), Колтрейн (Coltrane) и Zeppelin, активно пользовались педальным тоном.
Что такое остинато?
Следующая группа примеров касается остинато – повторяющихся коротких мелодических фраз, фрагментов или ритмических схем. Это может быть басовая линия, набор арпеджио или даже линия бас-бочки. В Примере 6 вы найдете рифф, очень характерный для поп-рока восьмидесятых годов двадцатого века. Тональность данного примера – Е, и басовая линия предполагает простой рисунок на базе тоники с повторяющейся мелодической фигурой в верхнем регистре.
Пример 7 написан в тональности G минор с добавленной нотой Eb для создания дополнительного напряжения. В первой половине примера мелодия лежит в басу, а затем смещается к верхней ноте.
Конечно, остинато не ограничиваются одной нотой. Пример 8 – это двухнотное остинато (сначала C и A, затем D и Bb) в триольной пульсации со смещением самой низкой ноты.
Для Примера 9 я взял ноты предыдущего примера и сыграл их в другом размере (3/4) и по другой ритмической схеме (шестнадцатые ноты).
Иногда остинато можно немного изменить, чтобы оно соответствовало гармонии. Вот аранжировка известной мелодии времен Гражданской войны в Америке “Aura Lee” (Пример 10). Композиция вышла в 1861 году и изначально называлась “Aura Lea”. В 1956 году ее записал Элвис Пресли (Elvis Presley), изменив слова и назвав ее “Love Me Tender”. Первая половина написана в тональности G и подразумевает тонику в качестве педального тона. Затем происходит смещение в тональность А и добавление двухнотного остинато с некоторыми гармоническими изменениями для соответствия аккорду.
Остинато в музыке встречаются везде и всюду. Послушайте Radiohead (“No Surprises”), Coldplay (“Clocks”), Snow Patrol (“Chasing Cars”) и даже The Rite of Spring Стравинского и найдите этот прием.
Теперь вы можете создавать собственные гармонии и мелодические линии с применением остинато и педальных тонов. Но не переборщите – все хорошо в меру!
Клас