В гитарной музыке большое значение имеет прием игры постоянно звучащего тона на открытой струне, или педального тона, на фоне которого исполняется мелодия на других струнах. Педальным тоном чаще всего является тоника, или основная нота тональности. Это делает «взаимоотношения» других нот более гармоничными. Иными словами, так подчеркивается тональность музыкального пассажа.

Для извлечения педального тона на гитаре очень удобно пользоваться открытыми струнами, например, пятой или шестой. Также можно играть по третьей струне. Она расположена посередине, что вызывает некоторые сложности, но в то же время придает звучанию необычный характер.

Но сегодня я хотел бы познакомить вас с техникой, предполагающей игру педального тона на ноте G, расположенной на третьем ладу шестой струны. Если зажать эту ноту большим пальцем, обхватив им гриф, остальные четыре пальца можно использовать для игры нот на высоких струнах, что значительно расширяет мелодические возможности.

Один из величайших гитаристов современности Дэвид Гриссом (David Grissom) превратил применение педальных тонов в своеобразный культ. Он вставляет этот прием как в ритм-, так и в соло-партии, и музыкальные примеры этой статьи основаны на его технике игры.

Упражнения с педальным тоном

Базой для этих примеров служит G-миксолидийский лад, предполагающий доминантсептаккорд (G7). На РИС. 1 представлен G-миксолидийский лад в первой – или «открытой» – позиции.

Педальный тон на гитаре. Что это и как играть?


Если вы сыграете эти ноты в сочетании с открытой третьей струной, как показано на РИС. 2, вы услышите гармонию, возникающую при комбинации каждой ступени гаммы с тоникой G.

Гамма с педальным тоном


А теперь применим технику педального тона к блюзовой ритм-партии (см. РИС. 3). Большой палец зажимает ноту G, а указательный делает баррэ на первом ладу первой и второй струн. В сочетании с пальцевым звукоизвлечением синкопированный ритм создается путем исполнения ноты G одновременно с более высокими нотами или поочередно с ними. Обратите внимание на то, что при аккордовых смещениях от G к F, к B и к C задействуется открытая третья струна. Некоторые пулл-оффы и бенды на высоких струнах могут вызвать сложности, потому что при этом следует одновременно зажимать ноту G, поэтому играйте каждый такт фразы медленно и внимательно.

Педальный тон в блюзовом ритме


Игра обеих нот G очень напоминает игру в строе open G и придает данной гитарной партии еще больше блюзовости. Многие известные гитаристы стиля Дельта блюз, в том числе Роберт Джонсон (Robert Johnson), Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) и Миссисипи Фред МакДауэлл (Mississippi Fred McDowell), часто прибегали к открытым строям и в частности к строю open G в своей игре. На РИС. 4 вы увидите пример применения этой техники в стиле Хукера: триольная пульсация в относительно низком темпе.

Педальный тон с триольной пульсацией


Теперь, когда вы познакомились с особенностями звучания G7 и педальных тонов, попробуйте придумать собственные блюзовые фразы.

Добавить комментарий