Попробуйте-ка выполнить такое задание: сыграйте восходящую пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами, используя технику наклона медиатора вниз (техника Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) и Эрика Джонсона (Eric Johnson)).

Казалось бы, задание очень простое.

Ведь пентатоническую гамму гитаристы играют постоянно — это один из самых важных элементов современного гитарного рок-соло. В шестнадцатых нотах тоже нет ничего сложного, особенно учитывая тот факт, что большинство композиций в стиле рок написаны в размере 4/4. В результате мы постоянно слышим шестнадцатые ноты в рок-соло, особенно это касается партий клавишных и духовых.

А вот в партиях гитары — не так часто!

Если мы поднапряжемся и вспомним всех известных гитаристов последних пятидесяти лет, мы очень удивимся — мне на ум не приходит ни один гитарист, который бы играл пентатоническую гамму шестнадцатыми нотами в циклическом режиме. Имеется в виду, полностью, по всему грифу, на хорошей скорости и четко.

Определенно найдется пара талантов, способных это сделать, но факт остается фактом: это явление встречается не так уж часто, как кажется.

И этому есть причина. Когда мы играем пентатонику циклически, группами из четырех нот, мы сталкиваемся с довольно непростыми аппликатурами. Более того, нам приходится использовать прием баррэ, чтобы избежать наложения нот, звучащего довольно грязно на высоком уровне гейна.

Техника наклона медиатора — вот наше спасение

Если разобраться в технике наклона медиатора вниз, можно найти решение этой проблемы и, соответственно, пополнить свой арсенал интересными «фишками».

Наши читатели уже знают, что такое техника наклона медиатора вниз (когда мы переходим от струны к струне апстроками — это наиболее эффективный путь). Кроме того, так мы отдаем дань уважения Ингви Мальмстину и Эрику Джонсону.

Легендарная точность и четкость Джонсона — результат его приверженности последовательностям нот вида «две ноты на струну». Он начинает эти комбинации из двух нот с даунстрока, поэтому последняя нота на струне всегда играется апстроком.

Это очень важно. Апстроки позволяют перейти от струны к струне наиболее естественным образом, не ограничивая себя в скорости.

Пользуясь этим, мы получаем большое преимущество:

Играть пентатонику шестнадцатыми нотами

Ключ к такому подходу — смена позиций. Мы можем играть каждую группу из четырех нот на двух струнах очень эффективно. Меняя позицию, мы сохраняем структуру «две ноты на струну» и не теряем ни в скорости, ни в четкости. Мы играем по две группы из четырех нот на одной паре струн, после чего переходим к следующей паре. Эффектно и просто.

Сложность этого подхода в аппликатуре. Играя по схеме «три ноты на струну», мы сталкиваемся с комбинацей безымянного пальца и мизинца, что первое время может показаться неудобным.

Но если вы справитесь с этой задачей, вам не придется постоянно играть одними и теми же двумя пальцами. Также это исключает ошибки при переносе левой руки из одной позиции в другую. Постарайтесь приучить себя играть именно так — это принесет вам большую пользу и разнообразит вашу игру.

Шестнадцатые в стиле Мальмстина

Следующая ступень мальмстиновской техники наклона медиатора — это свип-пикинг. Переходя от струны к струне одним даунстроком, мы обходим проблему игры переменным штрихом при смене струн.

Медиатор наклонен вниз, поэтому свип по системе Мальмстина имеет место только в случае смены струн при игре восходящих пассажей. Нам это подходит, потому что наша пентатоническая последовательность нот движется именно в этом направлении — вверх:

Ноты и табы пентатоника шестнадцатыми нотами

Комбинируя технику свип-пикинга с техникой наклона медиатора вниз, мы увеличиваем эффективность игры в два раза. Играя первую группу шестнадцатых нот, мы переходим от струны к струне свипом. На второй группе мы играем переменным штрихом и свипом. Получается следующая формула: свип на восходящем направлении и переменный штрих на нисходящем направлении.

Это способ Мальмстина. В этом и заключается секрет его скорости, и именно поэтому он может похвастаться такой, казалось бы, недостижимой четкостью при игре пассажей на основе восходящих гамм.

Кажется, что все это очень сложно, но на деле повторить этот трюк гораздо легче, чем пользоваться исключительно методом Эрика Джонсона. Неудобные комбинации безымянного пальца и мизинца больше не мешают нам жить.

Способ Мальмстина основан на схеме «три ноты на струну», но сложные растяжки встречаются в каждой второй группе из четырех нот, а не постоянно. Тот факт, что свип заметно облегчает два перехода от струны к струне, — самое приятное во всем этом.

Сила уменьшенной и целотонной гамм

Помимо этих двух интересных решений есть много других возможностей, которые дает нам техника наклона медиатора, но как извлечь из нее максимум пользы? Пентатоническая гамма подразумевает схему вида «две ноты на струну», поэтому такой способ звукоизвлечения можно применить практически к любой фразе, построенной по той же схеме. Например, уменьшенная гамма.

Быстро сыграть пентатонику шестнадцатыми нотами

Почему бы и нет? Мальмстин славится исполнением уменьшенных арпеджио свипом на первой, второй и третьей струнах. Но теперь-то мы можем сыграть эту экзотическую гамму по всему грифу. А как насчет целотонной гаммы?

 

Сыграть пентатонику шестнадцатыми нотами

Да легко! Аппликатуры целотонной (как и уменьшенной) гаммы симметричны, поэтому это просто идеальный материал для циклических фраз. А играть их еще легче, чем уменьшенную гамму, потому что они не предполагают широких растяжек.

Но думаю, что не стоит отдавать предпочтение чему-то одному. Все три идеи — пентатоника, уменьшенная гамма и целотонная гамма — можно отлично комбинировать в блюзовых композициях. Вот как это может звучать:

Играть пентатоническую гамму 16-ми нотами в стиле фанк

Уменьшенная и целотонная гаммы отлично подходят к блюзовым риффам благодаря тритонам, которые встречаются там довольно часто. Учитывая, что в блюзовой гамме также присутствуют тритоны (например, между тоникой и пониженной пятой ступенью), можно достичь очень интересного фьюжн-звучания, выходящего далеко за рамки ожиданий слушателей. Украшение соло фразами, подобными тем, которые мы обсуждали сегодня, — хороший противовес раскрепощенным и фанковым блюзовым риффам.

И в этом-то вся соль! На Гитаршколе мы никогда не занимаемся сухой теорией. Новые технические решения и их комбинирование с интересными тональностями — вот богатый источник творческих идей.

Если вам нравится такой подход, подписывайтесь на рассылку Гитаршколы. Здесь вы найдете огромное количество интересных статей и видео, посвященных игре на гитаре.

Трой Грэйди — создатель Cracking the Code, ресурса с уникальным аналитическим подходом к технике игры на гитаре. Архивные видео, подробные интервью, тщательно проработанные анимации и фонограммы — все это — вклад в поиск ответа на вечный вопрос: Почему же все-таки некоторые гитаристы кажутся такими недосягаемыми?

Добавить комментарий