Энди Эйлдорт (Andy Aledort) раскрывает тайны техники Гэри Мура, ушедшего от нас четыре года назад, 6 февраля 2011 года.
Данный выпуск мы посвятим анализу элементов, характерных для игры Гэри Мура (Gary Moore) — выдающегося гитариста, работавшего в стиле блюз-рок, — и разберемся, в чем же суть неповторимого, «фирменного» звучания этого замечательного музыканта.
Гэри Мур родился в 1952 году в Белфасте, Северная Ирландия, и начал играть на гитаре в возрасте восьми лет. Вдохновением для него стала музыка Элвиса Пресли (Elvis Presley), групп The Shadows и The Beatles.
Но самое сильное влияние на Гэри оказали Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Питер Грин (Peter Green) — гитаристы John Mayall’s Bluesbreakers, — а также «отцы-основатели» блюза на электрогитаре — легендарные Альберт Кинг (Albert King), Би Би Кинг (B.B King) и Альберт Коллинз (Albert Collins). Важную роль в формировании стиля Мура сыграл и Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) — Мур регулярно включал медленный блюз Хендрикса «Red House» в сет-листы своих концертов.
Мур часто играл на гитаре Fiesta Red 1961 Strat, но его фирменное звучание скорее ассоциируется с гитарой Les Paul Standard 1959 года, которая сопровождала его на протяжении многих лет. Эту гитару он купил у Питера Грина в 1970 году и играл на ней в том числе в 1995 году во время записи Blues for Greeny — трибьюта своему наставнику.
При игре на гитаре Les Paul Мур нередко поступал так: в начале композиций он играл на нэковом звукоснимателе, дающем теплый звук, что придавало партиям гитары мелодичный характер, напоминающий человеческий вокал, а при игре соло он переключался на бриджевый звукосниматель, добиваясь таким образом более агрессивного, пронзительного и острого звучания.
Мур часто играл в режиме перегруза, используя при этом усилители («головы») фирмы Marshall (например, JTM45), кабинеты Marshall Basketweave 4×12 и педали эффектов Marshall Guv’nor и Ibanez Tube Screamer. Одна из особенностей звучания Мура — поразительно долгий, завораживающий сустейн — например, известная многим «бесконечная нота» во время живого исполнения классического хита “Parisienne Walkways”.
Если вы хотите обогатить свою игру фирменными ликами и фразами Гэри Мура, лучше всего начать с освоения минорной пентатоники — основной гаммы, на которой строятся соло-партии в стилях блюз и рок. На партитуре показана пентатоническая гамма А минор в пятой позиции.
Играя эту гамму, я использую следующую схему для левой руки: указательный палец и мизинец на шестой струне, указательный палец и безымянный палец на остальных струнах.
Необычно то, что Мур при игре огромного количества своих ликов предпочитал пользоваться средним пальцем в сочетании с указательным, что напоминает стиль популярного джаз-гитариста цыганского происхождения Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt).
Исполняя такую гамму в пятой позиции, Мур часто пользовался указательным и безымянным пальцами при игре на двух верхних струнах и на шестой струне и указательным и средним пальцами при игре на остальных трех струнах.
Время от времени Мур зажимал нужные ноты указательным и средним пальцами на всех струнах. Например, это касается фразы на РИС. 2. Исполняя этот лик, я зажимаю две верхние струны указательным пальцем на пятом ладу, а средним пальцем выполняю быстрые бенды на полтона на второй струне, а также быстрые хаммеры и пулы на второй и третьей струнах.
На РИС. 3 изображена «традиционная» схема для левой руки при игре нисходящей минорной пентатонической гаммы в этой позиции 16ми триолями.
Характерная черта соло Мура — свободная фразировка, наполненная насыщенными группами быстрых нот, как бы летящая на фоне ритмического рисунка. Он уравновешивал эти стремительные порывы более простыми фразами, напоминающими звучание человеческого вокала, которые возвращают его импровизации в ритмическую ткань композиции. Мур часто связывал нотные пары такими приемами, как быстрые хаммеры и пуллы, как показано на РИС. 4a и 4b.
На РИС. 5a видно, как можно применить этот метод к каждой струне, симметрично двигаясь вниз по пентатонике А минор. На РИС. 5b изображен тот же подход, но в несколько упрощенном варианте, а на РИС. 5с мы применяем его к восходящей гамме.
Дальнейшие возможные вариации продемонстрированы на РИС. 6a-с. Разобравшись в этом, попробуйте играть аналогичные фразы в других позициях и применять данный подход к другим тональностям, как показано на РИС. 7a и 7b.
На РИС. 8 представлен пример соло в стиле Гэри Мура на фоне фанкового ритмического рисунка, играемого прямыми восьмыми долями в среднем темпе. Это отрывок из кавер-версии Мура на композицию Альберта Кинга «Oh, Pretty Woman».
Заглавная композиция хитового альбома Мура Still Got the Blues (полную табулатуру для которой можно найти в выпуске Guitar World за май 2011 года) отличается последовательностью аккордов в форме «цикла четвертых долей», что более характерно для джаза, нежели для блюза или рока.
На РИС. 9 изображено мелодичное соло, играемое на фоне этой последовательности аккордов в тональности А минор. Обратите внимание на то, что в рамках каждой фразы исполняется третья ступень соответствующего фонового аккорда, что устанавливает прямую связь между фразой и аккордом. В шестом такте мы также видим быстрый лик, исполняемый приемом пул на открытой первой струне, — техника, к которой Мур очень часто прибегал в своих соло.
Считаю, что потренировавшись, музыкант может повторить манеру исполнения, характерную Муру, но это будет только копия игры. А талантливый оригинал звучания, которому мы поклонялись, к сожалению можно услышать теперь только в записях.
Такая техника конечно интересна, но к сожалению подвластна она только профессионалам, людям с большим опытом.
Для меня освоения техники Мура — это, что-то из области фантастики. Вообще игра Гари Мура мне нравится, люблю блюз-рок стиль.
Я читала много отзывов о гитаристе gary moore и захотела выучить несколько его уроков. Этот урок просто супер, спасибо.
Поправьте пожалуйста картинки — figure 4 два раза, а figure 3 нет.
Спасибо за замечание, поправил.