Запаситесь терпением и усидчивостью. Если Вы учитесь играть на электрогитаре в стиле джаз, этот урок Вам просто необходим к изучению.
Тритоновая замена — одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента. Но не всегда ясно, что именно имеется в виду под тритоновой заменой.
Давайте разберемся с этим важным и так здорово звучащим приемом. В рамках этого урока мы займемся разбором различных аккордов, гамм и арпеджио, чтобы вы смогли успешно применять принцип аккордовой замены на практике.
Сегодня вы научитесь использовать арпеджио септаккордов и аккордов 7#11 для построения тритоновой замены в аккордовой прогрессии ii V I. Так вы сможете значительно повысить свой уровень игры и поймете, как легко и быстро можно создавать такие же интересные и захватывающие соло, как это делает ваш любимый джазовый гитарист.
Итак, начнем!
Что же подразумевается под тритоновой заменой?
Для начала разберемся в теории тритоновой замены. После этого мы будем готовы к переносу этой информации на гитарный гриф. Проще говоря, тритоновая замена представляет из себя вот что: у нас есть септаккорд V7, например, D7 в примере ниже. Мы замещаем его аккордом bII7. В нашем примере это Ab7.
Это работает, потому что третья и седьмая ступени одинаковы для обоих аккордов. То есть, третья и седьмая ступени аккорда D7 (F# и C) одновременно являются седьмой и третьей ступенями аккорда Ab7 (Gb(F#) и C). Именно благодаря этому, эти аккорды могут так легко заменять друг друга при игре аккомпанемента и соло.
Проработайте следующий пример. Обратите внимание на то, что звучание обеих аккордовых прогрессий — ii V I и ii bII I — очень схоже, но ощущаются они по-разному. Причина этому — особое движение басовых нот в каждой прогрессии.
Тритоновая замена в арпеджио септаккорда
Мы разобрались в сущности тритоновой замены. Теперь давайте перенесем эту идею на гитарный гриф, чтобы вы смогли применить ее в игре соло и импровизаций. Для начала стоит выучить арпеджио аккорда bII7, чтобы впоследствии применять его в соло на фоне аккорда V7 в рамках аккордовой прогрессии ii V I, как показано в первом примере.
По возможности, разберите аппликатуры этих арпеджио во всех 12 тональностях по всему грифу. Затем попробуйте сыграть соло на фоне аккордовой прогрессии ii V I (например, под соответствующий минус). Используйте арпеджио ii bII I из примера ниже.
Когда вы сможете уверенно играть эти арпеджио, попробуйте применить к данной аккордовой прогрессии любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете. Так вы сможете использовать эту идею для игры в любой позиции на грифе и будете без проблем пользоваться ей на практике.
Чтобы помочь вам, мы записали пример фразы на фоне прогрессии ii V I в тональности G мажор. Здесь арпеджио bII7 играется поверх аккорда V7 (такт 2). Разберитесь с этой фразой в тональности G мажор. Затем перенесите ее в другие знакомые вам тональности, чтобы понять, как она будет звучать в разных позициях по всему грифу.
После этого вы можете придумать 4-5 собственных фраз на основе той же идеи — арпеджио bII7 поверх аккорда V7. Ну и конечно, приступайте к игре соло на фоне прогрессии ii V I, отрабатывая только что придуманные фразы и сочиняя новые на базе тех же арпеджио.
Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11
Этот подход можно развивать дальше. Например, можно применить его при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I (см. пример ниже).
Арпеджио bII7#11 отлично сочетается с гармонией V7, так как ступень #11 аккорда bII — это та же нота, что и тоника аккорда V7. Это видно на примере ниже — нота D одновременно является #11 ступенью аккорда Ab7 и тоникой аккорда D7. Разберите аппликатуры арпеджио в примере ниже и начинайте играть соло с их применением на фоне прогрессии ii V I. Так вы услышите, как звучит аккорд 7#11 поверх аккорда V7 в данной прогрессии.
Чтобы успешно пользоваться этими приемами на практике, можете взять любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете (на любых струнах) и просто понизить третью ноту (пятую ступень), чтобы превратить это арпеджио в арпеджио 7#11.
Это поможет вам лучше понять и почувствовать звучание арпеджио 7#11 без необходимости изучения кучи новых аппликатур. Вы сможете создавать новые фразы и ходы, основываясь на том, что вам уже знакомо, ведь вы трансформируете арпеджио септаккордов в арпеджио 7#11, изменив всего одну ноту.
Вот пример того, как фраза, основанная на арпеджио bII7#11, ложится на аккорд V7 в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I в тональности G мажор. Как только вы сможете играть эту фразу уверенно, перенесите ее в другие тональности, а затем начинайте импровизировать и сочинять собственные фразы на основе тритонового арпеджио bII7#11 в том же контексте.
Очевидно, что арпеджио септаккордов и 7#11 позволят вам легко применять тритоновую замену в прогрессии ii V I. Этот прием значительно разнообразит ваши джазовые импровизации.
Испробуйте его уже на следующей репетиции! Ну и конечно, изучая тритоновые арпеджио, не забывайте о собственных идеях! Удачных вам экспериментов!
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он преподает предмет «Исполнение популярной музыки» (Popular Music Performance) в Университете г. Честера (University of Chester). Также Мэтт — член экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Замена аккордов — это, пожалуй, самый необходимый прием для гитариста. Чтобы все песни не были похожи друг на друга, обязательно нужно заменять аккорды.