Алекс де Грасси (Alex de Grassi) был ведущим гитаристом Windham Hill Records (лейбла, основанного Уиллом Аккерманом (Will Ackerman), двоюродным братом Де Грасси). Активность этого лейбла пришлась на конец семидесятых годов, с такими музыкантами, как пианист Джордж Уинстон (George Winston), а позже Янни (Yanni) и Китаро (Kitaro).
Turning: Turning Back — дебют Де Грасси на Windham Hill 1978 года — это интригующая и мелодичная сольная запись, отличающаяся прогрессивными акустическими техниками и экзотическими строями. Она стала источником вдохновения для многих гитаристов, в числе которых будущий коллега по лейблу Майкл Хеджес (Michael Hedges), написавший для Де Грасси композицию “A Song for Alex”.
На творчество Де Грасси оказали влияние представители британской фолк-музыки Джон Ренбурн (John Renbourne) и Берт Дженш (Bert Jansch). Позднее он предпочитал классику и джаз, что отразилось на его дискографии, включающей более десятка сольных альбомов. Давайте рассмотрим несколько композиций, очень характерных для Де Грасси, многие из которых можно встретить на его недавно вышедшем альбоме Alex de Grassi: A Windham Hill Retrospective.
Первое время Де Грасси часто играл медиатором и пальцами, сейчас он перешел на акриловые накладки на ногти («фальшивые ногти»). Он пользуется каподастром как для транспозиции (повышения звучания для получения более высоких, «искрящихся» тональностей), так и для того, чтобы избегать сложных растяжек, ведь при игре в верхней части грифа больших растяжек не требуется из-за сужения ладов.
Итак, настраивайте гитару в Eadd2, ставьте каподастр на второй лад и пробуйте РИС. 1, основанный на атмосферной заглавной композиции альбома Turning: Turning Back. Указательный палец левой руки должен располагаться на четвертом ладу четвертой струны (отсчет от каподастра), а остальные пальцы зажимают ноты баса и мелодии. Аппликатура правой руки указана.
Медленный темп:
Обычный:
Де Грасси также время от времени «грешит» фолком, что слышно в “Children’s Dance” (см. РИС. 2). Эта вещь исполняется в строе drop D с каподастром на 4 ладу. Она нехарактерна для Де Грасси, так как обычно он предпочитает более традиционные аппликатуры аккордов. Но вот в его быстрых арпеджио и хаммер-онах нет абсолютно ничего традиционного!
Медленный темп:
Обычный:
Одна из самых эмоциональных и динамичных композиций Де Грасси — “Sleeping Lady” с альбома 1979 года Slow Circle. Здесь мы сталкиваемся с необычным строем D A D E A C, каподастр на 2 ладу. Как и на РИС. 3, здесь нам встречаются драматические аккорды в верхней части грифа (зажатые ноты чередуются с нотами на открытых струнах) и интересно размещенные флажолеты. Удерживайте указательный палец левой руки на седьмом ладу четвертой струны, а мизинцем делайте флажолеты на 12 ладу.
Медленный темп:
Обычный:
“Midwestern Snow” (РИС. 4) также входит в список композиций альбома Slow Circle. Это довольно сложная в техническом плане вещь. Вас ждут строй Emaj7 и триольные рисунки. Такт 1 исполняется в основном в девятой позиции. Вам придется попотеть над его непростыми аппликатурами. Такт 2 похож на такт 1, но указательный палец левой руки перемещается на седьмой лад.
Медленный темп:
Обычный:
Завершим наш урок заглавным треком с альбома Де Грасси 1983 года Southern Exposure. Мелодия, как и РИС. 5, дает хорошее ощущение грува. Играем в строе Dm11 с каподастром на 2 ладу. Де Грасси изобретает формы, напоминающие джазовые аккордовые последовательности, когда басовые ноты по полутонам движутся по пятой струне и придают мелодии «блюзовый» характер.
Медленный темп:
Обычный: