Джон Ренбурн, один из наиболее авторитетных британских гитаристов-акустиков, является основателем джаз-фолк ансамбля «Pentagle», а также автором многих учебных пособий.

Сбалансированное звукоизвлечение

Пальцевый стиль на гитаре с металлическими струнами — это категория, охватывающая огромное количество прекрасного музыкального материала. Одна только североамериканская традиция имеет в своем репертуаре пьесы для салонной гитары начала прошлого века, ранние блюз и кантри, формировавшиеся в 20-х годах уже нашего века, произведения эпохи адаптации этих стилей в среду городского фолклора 1950-х и 60-х, включая продолжающееся их развитие, достигшее международных масштабов и породившее нью-эйдж и прочие направления.

Двух- и трехпальцевый стили игры на гитареДля гитары с металлическими струнами было аранжировано большое количество произведений, изначально написанных для инструментов разных эпох и культур, включая латиноамериканскую музыку, средневековые мелодии, музыку, написанную для кельтской арфы, произведения для клавишных эпохи Ренессанса и так далее. Более того, имеется ограниченный и весьма специфичный репертуар для почти неизвестных древних щипковых инструментов из семейства струнных, таких как бандора, орфарион и кифара.

Такое обилие материала заставляет задуматься о том, с чего начать. Прежде чем перейти непосредственно к произведениям и упражнениям, которые требуют (и как следствие, развивают) хорошую технику, мы должны уяснить одно из основных положений, а именно: исполнение чисто аккордовой пьесы при сбалансированном звукоизвлечении правой руки требует проявления таких акустических свойств инструмента, которые возможны только при игре в пальцевом стиле.

«Прелюдия», Оп.28, №20 Шопена — это фортепианная пьеса, которая, по-видимому, оказала влияние на авторов, сочинявших для салонной гитары. Тональность произведения — С-минор, и поэтому в этой транскрипции богатство полнозвучных аккордов принесено в жертву сохранению авторского голосоведения.

Данное произведение исполняется в темпе «largo», т.е. медленно и величественно, что позволяет левой руке подготовиться к очередной смене аккорда. Единственное независимое движение в пьесе возникает в фигуре, располагающейся на третьей доле каждого такта. Главная цель этого упражнения состоит в сбалансированном звучании всех голосов.

Прелюдия-Шопена

Трехлальцевая техника

Большой, указательный и средний пальцы — это все, что обычно используется  в традиционном американском пальцевом стиле. В действительности, при таком ограниченном количестве участвующих в звукоизвлечении пальцев достигается определенная чистота исполнения. Я не оспариваю все достоинства настоящей классической техники, но, к сожалению, с ее помощью невозможно воспроизвести прекрасную игру таких мастеров пальцевого стиля как Элизабет Котэн, Мэрл Трэвис, Док Ватсон, Джон Хёрт и Эта Бейкер.

Трехпапльцевая техника звукоизвлечения накладывает определенный отпечаток на работу большого пальца. В стиле, более ориентированном на рэгтайм, большому пальцу часто приходится брать ноты и на верхних струнах, либо ритмически дублировать ноты на басовых струнах, что иногда является причиной смещения акцентов. Виртуозами подобных приемов являлись Реверенд Гари Дэвис и Блайнд Блэйк. То что Блэйк делает большим пальцем на некоторых своих записях просто не поддается описанию.

Упражнения 1-9 постепенно включают в работу большой палец. Они направлены на развитие координации путем увеличения сложности штрихов для правой руки при неизменной аккордовой последовательности. Точность исполнения этих рисунков здесь является намного более важным фактором, чем сами аккорды. Тем не менее не забывайте и о аккордах. Сначала доведите до автоматизма смену самих аккордов, и только затем начинайте играть правой рукой сами рисунки.

Как играть тремя пальцами на гитаре
Трёхпальцевые-упражнения2

  1. Роман:

    А можно ставить металлические струны на классическую гитару? Слышал гитару может повести или вообще треснет.

    • Не желательно. Вы правильно слышали по поводу последствий. Так же попросту может оторваться нижний порожек.

    • Ростислав:

      Это может стать фатальной ошибкой. Корпус классической гитары не приспособлен к натяжению металлических струн так, как в грифе отсутствует анкер, в отличии от дриднаута и других видах гитар. После того, как на классику будут поставлены металлические струны произойдёт деформация верхней деки и грифа, повреждение механики. Конечно звучание будет красочнее и ярче, но цена такого звука будет стоять тебе покупки новой гитары.
      Хотя, если использовать струны небольшого калибра (9-46), то можно достичь меньших повреждений на гитаре и они начнутся позже, чем при на струнах потолще. Некоторые мои знакомые ставили на Hohner такие струны. Повреждения появились только через год и то незаметные (едва ли заметная деформация деки). Так что думай. А если не решишься, то эта статья тебе в помощь. Сходи в хороший гитарный магазин и выбери себе акустику. Потом садись и штудируй, как и наставлял Джон Ренбурн). Статья средненькая, но можно многое для себя взять как из исторического материала, так и самой техники пальцевой игры.

Добавить комментарий