Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Японские пентатонические гаммы – хорошая основа для импровизации. Об этом знают многие музыканты и гитаристы – не исключение. Некоторые из этих гамм – это, по большому счету, просто мажорные пентатоники, и сложно сказать, где ими начали пользоваться впервые – в Японии или еще раньше, в африканской и европейской народной музыке. Но есть также и оригинальные и своеобразные гаммы, с особым японским «характером». Мы поговорим о пяти из них (по сути, это будут вариации одной и той же гаммы) и посмотрим, как ими можно пользоваться в мелодическом и гармоническом плане в таких жанрах, как метал, блюз и даже джаз-фьюжн.

Необычная гитара

5 видов японской пентатоники

Основная гамма, которой мы займемся, называется Хирайоши (Hirajōshi). У нее есть пять форм, или обращений, каждая в своей собственной тональности. Важно знать, что эти гаммы произошли от разных видов строя кото (koto) – тринадцатиструнного японского инструмента. Вот формула данной гаммы: 1–2–b3–5–b6. Если взять, например, тональность А, это будет A–B–C–E–F. Можно назвать эту схему натуральной минорной гаммой без четвертой ступени и с пониженной седьмой. Упр. 1 – это аппликатура для этой гаммы на три октавы.

Пример японской пентатоники

У нее, как и у любой гаммы, есть пять позиций, покрывающих весь гриф. Каждая из них имеет собственное название. Эта система похожа на то, как мы видим лады и мажорную гамму. Как я уже упоминал выше, Хирайоши – это гамма, начинающаяся с тоники (в данном случае это нота А).


В Упр. 2 вы увидите разные варианты (или лады) гаммы Хирайоши. Вот их названия: Хирайоши (Hirajōshi), Ивато (Iwato), Кумои (Kumoi), Хон Кумои Шиози (Hon Kumoi Shiouzi) и последний, который мы назовем просто «пятым ладом».

Вариации Хирайоши Ноты и табулатуры Хирайоши

Многие рок- и метал-гитаристы, в том числе Марти Фридман (Marty Friedman) и Тосин Абаси (Tosin Abasi), активно пользуются ими. Теперь попробуем разучить два пассажа, которые помогут вам хорошенько запомнить особенности этих гамм.


 

Упр. 3 – это восходяший и нисходяший пассаж на основе пятого лада гаммы Хирайоши. Играйте его так, как написано, с хаммер-онами и пулл-оффами. Затем попробуйте без них, извлекая каждую ноту медиатором.

Табулатуры и ноты пассажей на гитаре


 

Упр. 4 – другой пассаж. В первой его половине ноты расположены довольно плотно. Попробуйте сыграть эти пассажи в других ладах и позициях.

Пассаж, построенный на гамме Хирайоши


 

Аккорды, построенные на гамме Хирайоши

А теперь посмотрим, какие аккорды можно создать на основе этой гаммы. В Упр. 5 мы создаем аккорды так: берем каждую ноту гаммы по очереди и принимаем ее за тонику. Затем присоединяем к ней другие ноты гаммы. Некоторые из аккордов покажутся вам не таким простыми, но главное здесь – не сдаваться сразу. Для всего нужно время и терпение. У вас все получится!

Аккорды, построенные на гамме Хирайоши


 

Сейчас поговорим о более модальном применении гаммы, которое отлично работает в блюзе и в джазе-фьюжн. Все, что мы делали до сих пор, хорошо сочетается со звучанием натурального минора, но у этой гаммы есть еще целая куча других возможностей.

Следующая группа примеров нацелена на сравнение разных ладов гаммы Хирайоши с западными ладами, уже знакомыми вам. В каждом примере вы найдете как аппликатуру, так и диатонические аккорды (наподобие того, что мы делали в Упр. 5).

В Упр. 6 видно, что гамма А-Хирайоши основывается на эолийском ладу и хорошо сочетается с минорным контекстом.


Табы и ноты к упражнениям 6-13 можно купить, введя свой e-mail и нажав на кнопку «купить». Стоимость всего 50 руб. 

{buy_form_33}

Платные уроки гитары

Следующий лад – Ивато – базируется на локрийском ладу, и его можно применять на фоне полууменьшенных аккордов (Упр. 7).

Далеко не все японские гаммы звучат зловеще и угрожающе. В Упр. 8 мы видим лад Кумои и его применение на фоне мажорных септаккордов и аккордов лидийского лада.

Упр. 9 – это лад Хон Кумои Шиози. В него входят пониженная вторая и шестая ступень, поэтому его можно сравнить с фригийским ладом. Если добавить ноту G, он тоже будет звучать хорошо.

И в заключение пятый лад (см. Упр. 10). Он придает мажорное звучание за счет третьей и повышенной одиннадцатой ступени – основной ноты лидийского лада.

Мы перечислили пять из семи мажорных ладов, не упомянув самые распространенные – дорийский и миксолидийский. В следующих двух примерах мы исправим это упущение.

Дорийский и миксолидийский лады в японских гаммах

На основе аккордов дорийского лада хорошо звучит гамма Хирайоши, базирующаяся на квинте аккорда. Например, на фоне А-дорийского лада следует играть Е-Хирайоши (Упр. 11).

То же правило можно применить и к миксолидийскому ладу. На этот раз мы играем гамму Хирайоши на тон выше тоники. В Упр. 12 вы увидите, как гамма В-Хирайоши сочетается с А-миксолидийским ладом. Здесь-то и начинаются закрученные блюзовые фразы!

Последняя тональность, которой мы коснемся, характерна для джаза. Если играть гамму Хирайоши на полтона выше тоники измененного аккорда, получается отличное звучание. Здесь присутствуют ступени b9, #9 и b13 (Упр. 13). Поэкспериментируйте с солированием на фоне E7alt прогрессии Аm, используя гамму F-Хирайоши для пентатоники А минор.

Табы и ноты к упражнениям 6-13 можно купить, введя свой e-mail и нажав на кнопку «купить». Стоимость всего 50 руб. 

{buy_form_33}

Платные уроки гитары

Похожие уроки:

Оставить комментарий